Раздел VIII

Методические рекомендации к разделу

"ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ"

Реализация федеральных целевых программ в 2007-2010 годах в основном будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям социально-экономической политики Российской Федерации, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и основными параметрами прогноза на период до 2009 года, одобренного Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 29):

модернизация социальной сферы, которая должна проводиться в рамках реализации национальных проектов в сфере здравоохранения и образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем. При этом одним из основных инструментом выполнения национальных проектов являются федеральные целевые программы;

развитие агропромышленного комплекса по трем основным направлениям: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК и обеспечение жильем молодых специалистов и их семей на селе;

технологическая модернизация экономики, с усилением развития инновационной инфраструктурной составляющей направленной на повышение конкурентоспособности Российской Федерации, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, атомной энергетике, в сферах нанотехнологий, информатики, развития технологий живых систем и разработка комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации;

повышение энергетической безопасности и активизация процесса модернизации энергетической инфраструктуры;

формирование новой региональной политики, ориентированной на формирование стратегического управления развитием регионов, создание условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития территориальных производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений.

Федеральные целевые программы, предусматриваемые к финансированию из федерального бюджета в 2008 году, формируются на основе следующей системы критериев:

соответствие проблемы, решаемой программно-целевым методом, “Основным направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу” и задачам удвоения ВВП к 2010 году. Реализация этого критерия призвана придать программам четкую целевую направленность и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на решении только ключевых проблем, стоящих перед страной и соответствующим приоритетам формирования федеральных целевых программ;

сумма расходов федерального бюджета на реализацию системы федеральных целевых программ должна быть увязана с его возможностями в течение всего срока реализации программ. Данное соответствие необходимо определять с учетом прогнозируемых доходов бюджета на среднесрочную перспективу и требуемых объемов финансирования по остальным статьям расходов федерального бюджета;

невозможность решить имеющуюся проблему другими способами и необходимость участия федерального правительства, тогда как в основном многие проблемы регионального и отраслевого характера могут быть решены без участия федерального центра;

программа должна иметь количественно определенный результат реализации, четко обозначенные количественные критерии достижения цели ее реализации и целевые индикаторы по годам, выполнение программы с выделением этапов достижения целей;

значительный мультипликативный эффект, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем. Общий результат реализации программ должен превосходить сумму результатов отдельных мероприятий программы. Кроме того эффект реализации программ проявится не только в охватываемых ими сферах, но и других секторах экономической деятельности и в экономике в целом;

преобладание расходов: капитального характера и на НИОКР, в структуре финансирования программы. Высокая доля текущих расходов на программные мероприятия служит индикатором того, что данная проблема может быть решена другими методами в рамках текущего финансирования. Конкретное соотношение капитальных вложений, НИОКР и прочих расходов должно стать объектом анализа и обязательно учитываться при формировании программ.

Решаемые в процессе реализации федеральной целевой программы проблемы должны иметь межотраслевой и межведомственный характер и выходить за рамки краткосрочного периода.

Подготовка федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2008 году, осуществляется в сроки, определенные поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 16 января 2007 года № МФ-П13-133.

По программам, по которым обнаруживается значительное отставание от запланированных индикаторов и показателей, Минэкономразвития России вносит в Правительство Российской Федерации предложения о снижении финансирования таких программ или о финансировании отдельных мероприятий и объектов этих программ, или о приостановке их реализации.

Формирование перечня федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета на 2008 год, осуществляется в рамках подготовки проекта закона о федеральном бюджете на 2008 год.

Запрашиваемые объемы финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета на 2008 год должны учитывать его реальные возможности и исходить из параметров, заложенных в перспективном финансовом плане развития Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.

В бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральной целевой программы на 2008 год должны быть включены: перечень первоочередных объектов капитального строительства, тематика НИОКР и конкретные мероприятия по статье “Прочие нужды” (приложения 1, 2). Для вновь начинаемых строек, проектов НИОКР необходимо представить технико-экономическое обоснование.

При формировании бюджетной заявки средства федерального бюджета необходимо сконцентрировать на наиболее важных мероприятиях программы, выстроенных в порядке приоритета их выполнения и реальных возможностей их финансирования в 2008 году.

К бюджетной заявке на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральной целевой программы на 2008 год должна быть приложена пояснительная записка.

В пояснительной записке должны быть изложены:

задачи программы на 2008 год, исходя из ее целей, перечень и обоснование отбора первоочередных объектов программных мероприятий, предлагаемых к реализации в очередном финансовом году;

объемы финансирования за счет федерального бюджета и привлеченных средств - внебюджетных и бюджетов субъектов Российской Федерации;

дополнительные мероприятия по привлечению внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий программ;

технология работы государственного заказчика программ с потенциальными инвесторами по привлечению дополнительных источников финансирования программ, с указанием формы документа, устанавливающего взаимоотношения между госзаказчиком и инвестором, условия привлечения дополнительных источников финансирования;

источники и объемы финансирования по каждому инвестиционному объекту, проекту НИОКР и каждой работе по направлению "прочие нужды" на 2008 год;

наличие проектно-сметной документации по инвестиционным объектам.

В пояснительной записке должна быть дана оценка социально-экономических и экологических последствий от реализации программы в 2008 году, в том числе отражены:

степень достижения в 2008 году целей, предусмотренных в утвержденной программе;

ожидаемая эффективность реализации программных мероприятий;

ожидаемые результаты выполнения каждого программного мероприятия, в том числе: инвестиционного проекта, проекта НИОКР, работы по направлению "прочие нужды";

целевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

описание по каждому проекту НИОКР уровня прикладных научных проблем, степени внедрения и распространения прогрессивных технологий, предполагаемого объема продаж научно-технической продукции на внутреннем и внешнем рынках, в том числе лицензий и т.д.

Должны быть также приведены сведения, показатели и методы расчета эффективности и результативности, применяемые государственными заказчиками.

Также должны быть представлены характеристики федеральных целевых программ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (приложение 2) и показатели финансирования федеральной целевой программы в рамках формирования прогноза социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу до 2010 года (приложение 3).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют, в сроки определенные Правительством Российской Федерации, предложения о финансировании за счет средств федерального бюджета в 2008 году и на период до 2010 года реализуемых на их территориях федеральных целевых программ – государственным заказчикам этих программ.

Бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральных целевых программ на 2008 год без Пояснительной записки с обоснованием рассматриваться не будут.

Hosted by uCoz