Экономическая политика на период до 2005 года обусловливается стратегией экономического роста, базирующейся на использовании конкурентных преимуществ Ленинградской области как одного из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, в том числе высокого научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, выгодного геополитического положения, развитой транспортной инфраструктуры, многоотраслевой промышленности и емкого внутреннего рынка, высокого уровня образования населения, квалифицированной и достаточно дешевой рабочей силы.
2.1. Бюджетно-финансовая политика
Цель бюджетно-финансовой политики - сделать областной бюджет гарантом обеспечения роста уровня жизни населения.
Основные направления:
ежегодное сокращение при формировании проектов областного и консолидированного бюджетов Ленинградской области уровня дефицита, вплоть до формирования бездефицитного бюджета;
формирование бюджета развития;
приоритетное финансирование бюджетных расходов, направляемых на выполнение задач, стоящих перед органами областной исполнительной власти и администрациями муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, и, как следствие, определение суммы средств, предусматриваемых на финансирование программ развития отраслей, как разности доходов бюджета и расходов на финансирование программ выравнивания и развития социальной сферы на территории Ленинградской области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение собираемости налогов за счет усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов и проведение гибкой налоговой политики в целях общего снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на территории Ленинградской области.
Механизмы реализации:
разработка и переход на новую систему планирования и исполнения областного бюджета, суть которой состоит в передаче комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области функции планирования основных параметров областного бюджета, включая разработку концепции, проектировок основных расходов по показателям функциональной классификации расходов, и в сохранении за комитетом финансов Ленинградской области функции разработки бюджета в разрезе ведомственной и экономической классификации, организации казначейской системы исполнения бюджета и контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований;
внедрение в бюджетный процесс финансового планирования как инструмента оптимизации бюджетных финансовых потоков для обеспечения снижения пиковых нагрузок на бюджет и сокращения краткосрочных заимствований для целей текущего финансирования;
стимулирование бюджетов муниципальных образований, администрации которых обеспечивают высокий прирост доходов бюджетов всех уровней;
разработка и реализация комплекса мер по обеспечению роста неналоговых доходов областного бюджета, прежде всего за счет доходов от использования областной государственной собственности (дивиденды по акциям, арендная плата, реализация собственности и т. д.);
совершенствование и реализация механизма формирования проекта расходной части бюджета строго на основе бюджетных заявок бюджетополучателей, предусматривающего процедуру подачи, рассмотрения и удовлетворения бюджетной заявки при условии обоснования необходимости запрашиваемых бюджетных средств, внедрение системы финансовой отчетности об использовании выделяемых бюджетных средств с оценкой эффективности их использования;
совершенствование и внедрение в практику исполнения бюджета механизма финансирования из областного бюджета закупок материальных, технических средств, работ и услуг в основном на конкурсной основе;
совершенствование программного подхода к формированию расходной части областного бюджета в целях ужесточения требований к отбору проектов целевых региональных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и обеспечение стабильного финансирования утвержденных программ;
рассмотрение в качестве основного источника финансирования дефицита средств для реализации государственных полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на Ленинградскую область, сумм трансферта из федерального бюджета (при несвоевременном или неполном их поступлении должны приниматься решения о привлечении кредита в пределах запланированных сумм трансферта с последующим погашением его за счет средств трансфертных выплат из федерального бюджета по мере их поступления);
привлечение заемных средств для финансирования программ и мероприятий, цель которых сократить бюджетные назначения, определенные статьями расходов соответствующих бюджетов (жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера) только при планово-бездефицитном бюджете;
приоритетное привлечение заемных средств (в том числе путем выдачи гарантий Правительства Ленинградской области) для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую экономическую и бюджетную эффективность и направленных на экономическое развитие Ленинградской области, а следовательно, и на увеличение доходов территориального бюджета.
Цель инвестиционной политики - оживление и рост инвестиционной деятельности на территории области за счет создания благоприятных условий, в первую очередь для отечественных инвесторов.
Основные направления:
продолжение работ по созданию благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области;
усиление рычагов повышения инвестиционной активности и привлекательности предприятий;
усиление информационной открытости инвестиционного процесса, особенно на ранних стадиях инвестиционного проектирования (выбор промышленных зон, узлов и территорий, производственных площадей, сведения об инженерной инфраструктуре, их каталогизация и т. п.).
Механизмы реализации:
развитие и углубление регионального инвестиционного законодательства;
осуществление нормативно-методологического обеспечения инвестиционного процесса;
создание рыночной инфраструктуры (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды);
развитие системы гарантий и поручительств по обеспечению возвратности заемных средств;
разработка системы страхования инвестиционных рисков;
активизация использования лизинговых форм в инвестиционном процессе;
создание на территории области свободных экономических (таможенных) зон, а также зон экономического развития, использование зон экономического развития при реструктуризации крупных предприятий;
активизация планомерной рекламы и пропаганды инвестиционной привлекательности Ленинградской области в средствах массовой информации и специализированных информационных изданиях;
реструктуризация как средство повышения инвестиционной привлекательности предприятий;
создание механизма, стимулирующего финансирование инвестиционных проектов с использованием собственных средств предприятий (амортизационный фонд и прибыль);
методологическая поддержка разработки инвестиционных проектов инвесторами;
отбор и продвижение инвестиционных проектов на основе анализа их комплексной бюджетной эффективности для региона;
создание схем привлечения и использования финансовых ресурсов;
стимулирование участников инвестиционного проекта к расширению использования принципов проектного финансирования (вместо имеющего предел возможностей инвестиционного кредитования).
2.3. Политика управления собственностью
Политика управления собственностью определяется как центральный вопрос развития Ленинградской области. Принципиальным является отношение к собственности как к части финансов Ленинградской области и исходя из этого установление жесткого контроля со стороны областного казначейства за состоянием собственности (включая омертвленный основной капитал, земельные участки, акции и паи), ее доходностью.
Цели политики управления собственностью:
вовлечение в хозяйственный оборот всего "имущественного комплекса области" независимо от вида и уровня собственности для обеспечения экономического роста, повышения трудовой занятости населения и формирования устойчивых источников поступления бюджетных средств;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
поэтапное сокращение числа государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (прекращение создания государственных предприятий на праве хозяйственного ведения; реорганизация государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества с закреплением ста процентов их акций в государственной (муниципальной) собственности; совершенствование механизма доверительного управления акциями, находящимися в государственной (муниципальной) собственности; представление интересов государства (муниципального образования) в органах управления акционерного общества);
обеспечение благоприятных условий для реализации приватизированными предприятиями права на выкуп занимаемых ими земельных участков;
ускорение и завершение передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении предприятий.
Основные направления:
разработка нормативно-правовой базы для повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области за счет обеспечения гарантий имущественных прав на недвижимость, предоставления льгот по платежам за недвижимость на период проектирования и строительства конкретных объектов недвижимого имущества, развития системы ипотечного кредитования и залога, упрощения процедуры оформления сделок с недвижимостью и поэтапное внедрение системы управления недвижимостью в Ленинградской области, обеспечивающей:
государственный пообъектный учет недвижимости, создание кадастра недвижимости Ленинградской области;
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
государственную оценку недвижимости и поддержку риэлтерской и оценочной деятельности;
совершенствование управления государственным недвижимым имуществом;
совершенствование бюджетной политики в сфере недвижимости;
создание единой государственной информационной системы недвижимости.
Механизмы реализации:
осуществление комплекса мер, обеспечивающих процесс преобразований на уровне предприятий;
создание конкурсной системы предоставления прав на государственную недвижимость (продажа, аренда объектов недвижимого имущества);
внеконкурсное предоставление прав на недвижимость только на основании решения специальной межведомственной комиссии;
установление четкого порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ленинградской области и государственных учреждений, занятых в сфере управления землей и иными объектами недвижимого имущества, при выработке решений и осуществлении практических действий по управлению и распоряжению государственным имуществом;
плановая инвентаризация всех объектов недвижимого имущества государственной собственности в целях повышения уровня государственного контроля за сохранностью, применением по назначению, а также эффективностью их использования;
обеспечение индивидуального подхода к приватизации государственного и муниципального имущества;
осуществление приватизации отдельных объектов по индивидуальным проектам, рассматривая ее как способ интенсификации инвестиционных процессов в Ленинградской области;
внесение в порядке законодательной инициативы изменений в федеральное законодательство в целях перенесения тяжести налогового бремени с налогообложения деятельности граждан и юридических лиц на налогообложение недвижимости;
перемещение государственных учреждений и организаций из занимаемых ими дорогостоящих объектов недвижимости для передачи последних в коммерческое использование;
разработка системы экономически обоснованного предоставления льгот собственникам недвижимости и пользователям государственного имущества по платежам в бюджет;
повышение ответственности за нарушение нормативно установленных сроков строительства, освоения земельных участков, порядка пользования недвижимостью;
снижение доли бюджетных расходов на содержание жилищного фонда по мере увеличения доходов граждан;
введение платных информационных услуг, связанных с недвижимостью.
2.4. Политика в сфере природопользования и экологии
Цель политики в сфере природопользования и экологии - повышение эффективности и экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала региона.
Основные направления:
завершение перехода на платное пользование природными ресурсами;
создание условий для формирования научно-технического потенциала по переводу экономики региона на природосберегающую основу;
оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Механизмы реализации:
обращение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с предложением об ускорении принятия разработанных проектов федеральных законов в сфере природопользования (плата за пользование водными объектами, горный кодекс, закон об отходах и т. д.);
совершенствование механизма передачи природных ресурсов в пользование на условиях аренды и конкурсов;
создание автоматизированной системы ведения государственных кадастров природных ресурсов Ленинградской области;
разработка областных целевых программ в сфере природопользования и экологической безопасности;
совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения хозяйствующих субъектов в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации;
завершение работы по заключению соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами в развитие
договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области";поддержка создания и внедрение чистых и низкоотходных технологий, технологий по утилизации отходов, использование генетической инженерии и биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, химической промышленности и фармацевтики с привлечением инвестиций;
развитие системы комплексного мониторинга окружающей среды;
создание системы страхования на случаи экологических рисков;
организация теле- и радиопередач для доведения до населения информации по проводимой экологической политике;
организация экологического воспитания в школьных и дошкольных учреждениях.
2.5. Политика в сфере земельных отношений
Цель политики в сфере земельных отношений - создание новой системы земельных отношений, способствующих углублению реформирования региональной экономики, рациональному использованию и охране земель.
Основные направления:
участие в создании на региональном уровне системы пообъектного учета и регистрации земель и других объектов недвижимости;
формирование цивилизованного рынка земли и недвижимости, обеспечивающего надежность рыночных операций с землей, прежде всего в сфере ипотечного кредита;
создание условий для развития всех видов землепользования юридических лиц и граждан (владение, распоряжение, пользование) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оптимизация землепользования во всех секторах экономики;
совершенствование системы землеустройства и землепользования;
формирование условий для поддержания и восстановления плодородия почв и рационального использования земель.
Механизмы реализации:
создание законодательной базы новой системы земельных отношений;
создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра как основы создания других государственных отраслевых кадастров и многоцелевой информационной системы;
проведение оценочного зонирования на территории Ленинградской области и создание обоснованной и эффективной системы платежей за землю, переход к установлению нормативов земельных платежей на основе реальной рыночной стоимости земли;
осуществление перехода к учету, оценке и налогообложению земельного участка и строений на нем как единого объекта недвижимости;
стимулирование развития инфраструктуры земельного рынка (создание земельных, ипотечных и использование коммерческих банков);
создание системы изъятия неэффективно используемых земель и разрешения земельных споров;
создание системы вывода малопродуктивных (затратных) земель из состава сельхозугодий и использование их для других целей с направлением средств от реализации (аренды этих земель) для сохранения и подъема продуктивности ценных угодий.
Цель антимонопольной политики - формирование конкурентной среды как важнейшего условия становления и нормального функционирования рыночной экономики и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования региональных рынков товаров и услуг.
Основные направления:
создание условий для развития конкуренции на монополизированных рынках товаров и услуг;
зашита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности;
развитие предпринимательства как важнейший фактор формирования конкурентной среды;
формирование конкурентной среды на рынках социально значимых товаров и услуг;
снижение степени влияния различных форм объединений, однопрофильных предприятий на уровень цен и развитие конкуренции, устранение барьеров для выхода на рынки новых хозяйствующих субъектов;
расширение рынков сбыта для сохранения объемов производства, минимизации его издержек и поддержания уровня цен;
защита прав потребителей как важнейшее условие цивилизованных рыночных отношений.
Механизмы реализации:
совершенствование правовой базы антимонопольного контроля и регулирования, в том числе разработка проекта областного закона "О естественных монополиях";
гармонизация действующих нормативных актов федерального и регионального уровней, регламентирующих рыночные отношения в сфере обращения товаров, с учетом антимонопольных требований;
разработка законодательной базы распределения ограниченных ресурсов и предоставления права пользования ими, обеспечивающей конкурентные отношения, равные права участия в процедуре распределения для любых хозяйствующих субъектов, в том числе:
введение на законодательном уровне государственного (муниципального) антимонопольного контроля за распределением государственных (муниципальных) заказов;
регламентация форм взаимодействия субъектов рынка лицензий на недропользование и природопользование;
разработка и реализация на законодательной основе компенсационных принципов выравнивания условий хозяйствования;
антимонопольный контроль и активное участие в реформировании жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области;
предупреждение и пресечение злоупотреблений, сговоров, соглашений, цель которых - ограничение конкуренции на рынке товаров и услуг;
осуществление государственного (муниципального) контроля за деятельностью монополий регионального (местного) уровня;
противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности;
сохранение единого экономического пространства путем ограничения регионального сепаратизма и устранения барьеров выхода на рынок новых хозяйствующих субъектов;
создание межведомственной комиссии по конкурентной политике и защите прав потребителей для реализации антимонопольной политики в Ленинградской области.
2.7. Политика в сфере внешнеэкономических отношений
Цель политики в сфере внешнеэкономических отношений - интеграция в мировую экономику и торговлю, развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, расширение экспортных возможностей региона, привлечение международных финансовых и интеллектуальных ресурсов в экономику области.
Основные направления:
создание благоприятных условий для привлечения в экономику области зарубежных кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний;
разработка целенаправленной политики содействия развитию экспортного потенциала Ленинградской области, особенно наукоемкой, высокотехнологической продукции и продукции обрабатывающих отраслей промышленности как важного элемента структурной перестройки и технологической модернизации хозяйства региона;
налаживание эффективного внешнеэкономического сотрудничества как одной из основных предпосылок преодоления кризисных явлений и подъема экономики области с учетом обеспечения экономической безопасности региона.
Механизмы реализации:
формирование и рекламирование за рубежом Ленинградской области как субъекта Российской Федерации, имеющего уникальное транспортно-географическое положение по отношению к внутреннему и внешнему рынкам, льготный налоговый режим, стабильную законодательную базу, высокоразвитое промышленное производство, емкий и безопасный рынок для вложения капиталов;
организация и проведение презентаций Ленинградской области, участие в международных конференциях и специализированных выставках в целях продвижения продукции и инвестиционных проектов области на международные рынки и совершенствование отношений с экономически развитыми странами Европы и Америки;
поиск и привлечение иностранных инвестиций в целях реализации региональных инвестиционных проектов, программ по строительству на территории области транспортно-технологических комплексов для обеспечения транзита грузов и создания в зонах транспортно-перевалочных комплексов сопутствующих производств и предприятий в сфере материального производства и услуг, расширения деятельности, связанной с мелким и средним предпринимательством;
проведение активной политики на федеральном и региональном уровнях по созданию свободных экономических, торговых и таможенных зон, привлечению в них высокотехнологичных, экологически чистых производств с максимальным использованием местных сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов;
создание системы информационной и консультационной поддержки по вопросам привлечения инвестиций в регион, оказание помощи в создании совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, фондов;
максимальное использование финансовых возможностей международных европейских программ гуманитарного и технического содействия развитию стран Центральной и Восточной Европы, таких как ТАСИС (ЕС), СИДА (Швеция), ПСО (Нидерланды), Трансформ (ФРГ), Британский фонд Ноу-Хау и другие;
преодоление "сырьевой" направленности областного экспорта, разработка мер по увеличению экспорта продукции высокой степени переработки путем улучшения ее качества, совершенствования товарной и географической структуры, развития системы сертификации и контроля;
налаживание постоянной работы с международными и региональными экономическими организациями, национальными финансовыми институтами, банками, фондами, крупными зарубежными фирмами;
реализация комплексной программы приграничного сотрудничества Ленинградской области с Финляндией до 2000 года как приоритетного направления развития внешнеэкономических связей;
восстановление ранее существовавших интеграционных связей с государствами - участниками СНГ и стран Балтии, формирование принципиально нового механизма взаимовыгодного сотрудничества в условиях рыночных отношений;
обеспечение выполнения межправительственных и региональных договоров и соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Цель энергетической политики - энергетическая безопасность и бездефицитность энергетических потребностей Ленинградской области с одновременным обеспечением безопасности и здоровья населения, защиты среды обитания и жизнедеятельности человека в процессе производства, переработки, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов, а также утилизации их отходов.
Основные направления:
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
создание систем управления энергосбережением;
создание региональной системы учета и контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов;
повышение эффективности добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов в производственной и социальной инфраструктуре Ленинградской области;
создание и внедрение энергоэффективных технологий, энергетического оборудования, конструкционных материалов;
реструктуризация топливно-энергетического комплекса Ленинградской области, обеспечивающая окупаемость использования топливно-энергетических ресурсов и стимулирующая развитие промышленности в Ленинградской области в условиях их избытка;
создание благоприятных инвестиционных условий в сфере энергосбережения.
Механизмы реализации:
поддержка атомной энергетики и принятие комплекса мер, обеспечивающих как минимум сохранение достигнутого объема выработки электроэнергии на ядерном топливе;
обеспечение экономически обоснованной газификации Ленинградской области (промышленная и жилищно-коммунальная сфера);
разработка и внедрение механизма государственного регулирования цен на топливно-энергетические ресурсы;
осуществление государственного надзора за эффективным производством, переработкой, транспортировкой, хранением и потреблением топливно-энергетических ресурсов;
внедрение приборов учета и контроля расхода энергетических ресурсов, систем автоматизированного управления энергопотреблением, обеспечивающих точность, достоверность и единство измерения отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;
сохранение льготных тарифов на энергетические ресурсы для населения, изменение их в соответствии с инфляционными процессами при одновременном сокращении групп населения, имеющих дополнительные льготы на оплату энергетических ресурсов путем перехода на систему адресной поддержки малоимущих и неимущих граждан;
повышение экономической и бюджетной эффективности программ и проектов энергосбережения, обязательное наличие в них механизмов возврата выделенных бюджетных средств (введение принципа самоокупаемости);
организация информационного обеспечения, пропаганды и рекламы программ, проектов и мероприятий по энергосбережению среди населения и других потребителей топлива и энергии Ленинградской области.
Промышленная политикаЦель промышленной политики - обеспечение условий для прекращения спада и стабильного роста промышленного производства в Ленинградской области посредством повышения эффективности функционирования, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов промышленного комплекса, более полного использования имеющихся сырьевых ресурсов с учетом хозяйственной емкости локальных экологических систем.
Основные направления:
содействие реструктуризации промышленных предприятий в целях улучшения управления, обеспечения инвестиционной привлекательности, рентабельности производства, совершенствования номенклатуры выпускаемой продукции, эффективного использования имущества, роста производительности труда;
преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности и ориентация на формирование потребительского рынка и прогрессивной структуры потребления;
проведение протекционистской политики, направленной на решение стратегических задач развития хозяйственного комплекса Ленинградской области в целом и обеспечение защиты отечественных товаропроизводителей;
содействие организации межрегиональной системы поставок товаров производственно-технического назначения и потребительского рынка под гарантии Правительства Ленинградской области;
содействие в обеспечении прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов и кредиторов;
организация эффективного управления развитием промышленных территорий и обеспечение необходимого рационального использования земельных, водных, топливно-энергетических и других ресурсов;
осуществление сращивания в агропромышленный комплекс технологической цепочки от сырья до реализации готовой продукции;
определение перспектив конверсии и структурной перестройки предприятий военно-промышленного комплекса, использование технологий двойного применения;
содействие в активизации научно-исследовательской работы на приоритетных направлениях структурной перестройки в промышленности.
Приоритетными направлениями развития промышленного потенциала Ленинградской области являются:
развитие энергоемких производств, таких как целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия;
эффективное использование природных, в первую очередь лесосырьевых и минеральных ресурсов (горючие сланцы, фосфориты, бокситы, флюсы и цементные известняки, формовочные пески, изверженные и осадочные породы для производства многих строительных материалов);
развитие производств, обеспечивающих транспортно-технологический транзит грузов через территорию Ленинградской области, участие в создании девятого интермодального транспортного коридора;
развитие высокотехнологичных наукоемких производств, в том числе на базе атомной энергетики и электроники, использование высоких технологий двойного назначения предприятий оборонно-промышленного комплекса;
повышение степени переработки местных и привозных природных ресурсов, включая более глубокую переработку нефти на производственном объединении "Киришинефтеоргсинтез";
развитие конкурентоспособного производства сельскохозяйственного оборудования, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности и производства товаров широкого потребительского спроса, в том числе производимых на местных предприятиях легкой промышленности;
внедрение энергосберегающих и экологически безопасных технологий, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в целях сокращения инвестиционной нагрузки топливно-энергетического комплекса на экономику области и обеспечения снижения себестоимости продукции (потенциал энергосбережения в Ленинградской области составляет около 45 процентов годового энергопотребления).
Механизмы реализации:
создание системы селективной бюджетно-финансовой поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов и программ, реализация которых позволит в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка, организовать новые рабочие места, расширить налогооблагаемую базу бюджетов всех уровней;
разработка механизма обеспечения поддержки и приоритетного развития градообразующих предприятий;
содействие проведению диверсификации производства монопродуктовых промышленных предприятий;
активизация работы, направленной на загрузку свободных площадей и незадействованного в производственном процессе оборудования промышленных предприятий в целях эффективного их использования путем продажи, сдачи в аренду, организации совместных предприятий;
обеспечение эффективного функционирования систем региональных и муниципальных заказов;
содействие созданию финансово-промышленных групп и других форм интеграции банковского и промышленного капитала;
внедрение лизинга в отраслях, где наблюдается резкое моральное старение основных фондов, а традиционные источники финансирования капитальных вложений не обеспечивают поддержания производственной базы на необходимом уровне;
оказание помощи хозяйственному аппарату предприятий и администраций муниципальных образований в освоении рыночных методов управления и усилении их рыночной ориентации через развитие системы обучения (переподготовки), обмена накопленным опытом;
обеспечение информационно-рекламной поддержки деятельности промышленных предприятий, издание информационно-рекламных материалов, осуществление подготовки, проведение и участие в российских и зарубежных выставках, семинарах, презентациях;
содействие рациональному распределению и размещению производственных мощностей на территории Ленинградской области с учетом структуры распределения сырьевых ресурсов;
расширение использования процедуры банкротства для вывода хозяйствующих субъектов из кризиса путем замены неэффективного собственника, восстановления государственного участия в управлении предприятием и т.д.;
содействие расширению связей между предприятиями различных отраслей народного хозяйства, проектными, научно-исследовательскими, консалтинговыми и иными организациями и учреждениями.
2.10. Политика в сфере строительства
Цели политики в сфере строительства:
усиление мобильности строительных организаций как важного фактора их конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках;
переход от политики выживания к активной инвестиционной политике с ярко выраженной социальной направленностью;
переоснащение производственной базы под выпуск конструкций и материалов, отвечающих современным градостроительным требованиям (внедрение прогрессивных технологий с учетом экологии и требований современной архитектуры).
Основные направления:
расширение источников и обеспечение устойчивого финансирования с ростом доли внебюджетных инвестиций;
стимулирование спроса на жилье по доступным ценам для нуждающейся части коренных жителей Ленинградской области;
увеличение доли малоэтажного коттеджного строительства;
организация сбора информации о действии дестабилизирующих факторов в регионе с оценкой технологических, финансовых (неплатежи, кредитные ставки, инфляция), экономических (спрос, наличие капитала), социальных (уровень доходов, состояние рынка труда, экологическая ситуация и т. д.), криминогенных (уровень преступности), политических рисков, что важно для привлечения финансового капитала
;изменение ценового характера жилья и объектов социально-культурной сферы с учетом дифференцированного платежеспособного спроса и возможностей хозяйствующих субъектов;
сокращение сроков строительства и продолжительности инвестиционного цикла в целом, повышение качества строительства, обеспечение перехода к страхованию качества;
повышение качества проектов, проектных и конструкторских решений;
обеспечение энерго- и ресурсосбережения при строительстве и эксплуатации объектов.
Механизмы реализации:
создание организационно-информационной системы строительного рынка;
концентрация средств всех источников для строительства социально значимых приоритетных объектов и их поочередного ввода в эксплуатацию;
использование бюджетных инвестиций в сочетании с инновациями;
проведение экспертизы незавершенных объектов в целях их возможной продажи или сдачи в аренду;
создание экономических условий, обеспечивающих возможность увеличения налоговой ставки на незавершенное строительство в составе имущества предприятий;
использование местного природного строительного материала и ископаемых для производства стройматериалов;
обеспечение в сфере жилищного строительства приоритетности малоэтажного индивидуального строительства за счет всевозможных источников финансирования;
реализация в первоочередном порядке программы строительства портовых сооружений, аэропорта и обустройство прилегающих территорий с учетом проблем занятости населения и миграции.
2.11. Политика в сфере развития малого предпринимательства
Цель политики в сфере развития малого предпринимательства - возрождение и становление среднего класса собственников как важнейшего из условий социально-экономической и политической стабилизации и успешного продолжения экономической реформы в регионе.
Основные направления:
создание правовых, экономических и организационных условий для роста деловой активности населения, раскрытия потенциала малого бизнеса и коррекции объективно присущих ему недостатков;
формирование отношения властных структур к государственно-хозяйственной деятельности и частному предпринимательству как к равноценным и равноправным субъектам экономической жизни;
формирование позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности;
формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровнях.
Механизмы реализации:
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование и развитие малого бизнеса в регионе;
создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию региональной политики поддержки малого предпринимательства, включающей органы государственной власти и управления, общественные организации и объединения, объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, созданные
и действующие при государственном участии (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры);создание селективной финансово-кредитной и ресурсной систем поддержки малого предпринимательства, обеспечивающих сочетание интересов общества и личности;
организация системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства;
методическое и программное обеспечение процесса развития малого предпринимательства;
разработка и внедрение системы качества деятельности на малых предприятиях;
оказание помощи в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
отражение деятельности малых предприятий и роли государственных органов в их развитии в средствах массовой информации.
2.12. Политика в сфере информатизации и связи
Цели политики в сфере информатизации и связи:
удовлетворение информационных потребностей органов государственного и муниципального управления Ленинградской области, хозяйствующих субъектов и населения;
обеспечение современными видами связи населения и хозяйственного комплекса.
Основные направления:
создание единой территориальной автоматизированной информационной системы Ленинградской области в целях информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления для принятия адекватных управленческих решений;
удовлетворение платежеспособного спроса населения и потребностей хозяйствующих субъектов в средствах телефонной связи в городах и особенно в сельской местности, расширение сети междугородной телефонной связи.
Механизмы реализации:
разработка программы информатизации Ленинградской области;
интеграция существующих информационных систем и информационных ресурсов муниципальных образований, городов и крупных хозяйствующих субъектов и приведение их программно-технической среды в соответствие с требованиями всей системы, а также создание новых типовых муниципальных информационных систем и баз данных;
создание основных, распределенных по территории Ленинградской области баз данных "Население области", "Недвижимость области", "Субъекты хозяйствования всех форм собственности";
создание ситуационного центра Губернатора Ленинградской области как координирующего и выходного звена в информационном обеспечении Правительства Ленинградской области;
широкое внедрение новых систем телекоммуникационного оборудования (мобильная и видеосвязь, электронная и речевая почта, сеть INTERNET и др.);
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы Ленинградской области в процессе создания единой территориальной автоматизированной информационной системы, эксплуатации средств связи и передачи информации.
2.13. Политика в сфере транспорта
Цели политики в сфере транспорта:
обеспечение национальных стратегических интересов России и ее экономической безопасности и исходя из них интересов Ленинградской области по обеспечению роста экономического благосостояния путем формирования государственной транспортной политики и создания необходимых мобилизационных резервов;
формирование региональной транспортной сети, удовлетворяющей транспортные потребности хозяйствующих субъектов региона и социальные потребности населения Ленинградской области и Санкт-Петербурга в пассажирских перевозках местного, пригородного и дальнего сообщения.
Основные направления:
обеспечение поддержки Правительством Ленинградской области организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов путем создания выгодных условий для направления грузо- и пассажиропотоков через территорию Северо-Западного региона в другие регионы России, а также в европейские страны;
содействие развитию межрегиональных и международных экономических связей хозяйствующих субъектов Ленинградской области, повышению их конкурентоспособности путем улучшения качества предоставляемых транспортных услуг с возвратом к утраченным объемам перевозок;
создание благоприятных условий для привлечения транзитных грузопотоков и развития межрегиональной и международной транспортно-технологической деятельности;
сотрудничество в сфере налоговой, таможенной, информационной, телекоммуникационной систем, а также навигации и безопасности мореплавания с государствами Балтийского региона;
снижение транспортных издержек в совокупной стоимости товаров, перевозимых по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга;
повышение технического состояния магистральных автомобильных дорог с доведением их до уровня, соответствующего интермодальным и транзитным коридорам;
повышение технического состояния железнодорожной сети, организация высокоскоростного движения на участке государственная граница-ВыборгСанкт-Петербург-Москва;
организация транспортных подходов к действующим и строящимся аэропортам, портовым и терминальным комплексам, пограничным и таможенным переходам.
Механизмы реализации:
мониторинг и анализ существующих грузо- и пассажиропотоков на территории Ленинградской области, выработка прогнозных оценок их развития;
участие в разработке и реализации тарифной политики, направленной на стимулирование транспортно-технологической деятельности и обеспечение социальных потребностей населения при осуществлении поездок по маршрутам местного, пригородного и дальнего сообщений;
развитие транспортной инфраструктуры региона (транспорт, дорожные сети, информация и связь, безопасность и т. д.) в соответствии с потребностями в обеспечении внутренних, внешних, экспортно-импортных и транзитных перевозок;
формирование тарифной политики, направленной на стимулирование транспортно-технологической деятельности и обеспечение социальных потребностей населения при осуществлении поездок по маршрутам местного, пригородного и дальнего сообщений;
формирование инвестиционной транзитной политики;
модернизация действующих и строительство новых портовых комплексов в соответствии с прогнозными оценками увеличения грузопотоков через прибрежные территории Финского залива;
организация современных мультимодальных схем перевозок транзитных грузов на основе создания графиковых прямых линий с одновременным упрощением прохождения таможенных и пограничных процедур;
создание сети логистических терминальных комплексов, формирование информационной системы транзита Ленинградской области и Санкт-Петербурга путем создания базы данных о производителях и перевозчиках товаров, существующих европейских проектах и программах по развитию транспортной инфраструктуры и условиях участия в них; открытие собственных серверов в международных информационных системах, внедрение телекоммуникационных технологий для информационного обеспечения прохождения грузов по территории Ленинградской
области и Санкт-Петербурга.Цель аграрной политики - осуществление комплексных, организационных, экономических, технологических мероприятий по стабилизации положения в агропромышленном производстве, формированию факторов его роста и дальнейшего развития, повышению конкурентоспособности продукции и экономической эффективности агропромышленного производства.
Основные направления:
совершенствование областного законодательства по созданию более благоприятных условий для инвестиционной, производственной, внешнеэкономической и иной деятельности предприятий агропромышленного комплекса;
совершенствование механизма регулирования цен и доходов сельхозтоваропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры, создание других благоприятных условий для функционирования предприятий агропромышленного комплекса;
создание системы заказа, авансирования и закупок сельскохозяйственной продукции предприятиями и учреждениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области от сельхозтоваропроизводителей региона;
осуществление земельной реформы и дальнейшее развитие земельных отношений в целях формирования эффективных хозяйственных структур и реализации прав граждан на землю;
Реформирование и реструктурирование сельскохозяйственных предприятий, отработка процедуры банкротства и других направлений стимулирования активности предприятий;
сохранение и постепенное наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, а также в сфере переработки сельскохозяйственной продукции на основе реализации региональных целевых программ по приоритетным направлениям;
создание условий и поддержка кооперации и интеграции предприятий агропромышленного комплекса для повышения его эффективности и решения межотраслевых проблем;
проведение региональной структурной политики в агропромышленном комплексе, направленной на повышение конкурентоспособности местной продукции за счет увеличения инвестиций в высокотехнологичные и ресурсосберегающие технологии и модернизацию производства;
создание (восстановление) и поддержка рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и обеспечивающих его отраслях.
Механизмы реализации:
проведение комплексных аудиторских проверок сельскохозяйственных предприятий, претендующих на помощь со стороны Правительства Ленинградской области, в целях установления реальной себестоимости производимой продукции и построения функции снижения себестоимости, определения основных параметров социально-экономического развития соответствующих населенных пунктов, получения исходных данных для разработки инвестиционных проектов;
проведение зонирования сельскохозяйственных угодий в целях определения для каждого сельскохозяйственного предприятия возможностей и перспектив оптимизации землепользования для рентабельного ведения хозяйственной деятельности с учетом результатов маркетинговых исследований и поддержки со стороны Правительства Ленинградской области (закупка на конкурсной основе продуктов питания в рамках регионального заказа для обеспечения потребностей учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, осуществления поставок для нужд федерального бюджета и оплаты межрегиональных бартерных поставок, кредитование на платной основе производства продукции для поставок по заключенным договорам, а том числе с Администрацией Санкт-Петербурга, полное или частичное освобождение от налогов, поступающих в областной бюджет, участие в разработке и реализации программы создания новых рабочих мест);
определение количественных параметров по каждому из перечисленных видов поддержки и определение источников финансирования и предоставления ресурсной поддержки;
разработка рентабельных инвестиционных проектов для отдельных сельскохозяйственных предприятий, определение источников их финансирования, в том числе на лизинговой основе;
разработка программ реструктуризации предприятий;
разработка программы обеспечения рабочими местами населения сельскохозяйственных территорий.
Механизмы реализации аграрной политики основаны также на конкурсном бюджетном и внебюджетном финансировании сельхозтоваропроизводителей, контроле выполнения целевых региональных программ и мероприятий по стабилизации агропромышленного производства, осуществляемом комитетом по сельскому хозяйству Ленинградской области.
2.15. Политика в сфере потребительского рынка
Цели политики в сфере потребительского рынка:
вывод из кризиса и возрождение российской торговли и общественного питания с формированием развитой рыночной инфраструктуры;
обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
Основные направления:
закрепление позиций на потребительском рынке Ленинградской области, увеличение объема реализации продукции в Санкт-Петербурге, выход на межрегиональный уровень;
упорядочение системы торговли алкогольной продукцией;
развитие сферы бытовых услуг.
Механизмы реализации:
повышение эффективности контрольной деятельности на основе координации действий федеральных, областных и местных контролирующих органов;
оптимизация сети розничных предприятий, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией, введение региональной системы подтверждения легальности производства и оборота алкогольной продукции на территории Ленинградской области;
создание условий, стимулирующих заготовительную деятельность и приток предпринимателей, оказывающих торговые и бытовые услуги в сельской местности;
разработка и реализация пилотных проектов продовольственных оптовых рынков внутриобластного значения, восстановление полноценной работы оптового звена;
создание кредитных союзов предпринимателей в сфере торговли в целях пополнения оборотных средств в торгующих организациях Ленинградской области и обеспечения ее финансовой стабильности;
создание системы базовых комбинатов школьного питания;
реализация ряда инвестиционных проектов по укреплению и модернизации производственных предприятий потребительской кооперации и кооперативного хозяйства в целом;
улучшение структуры товарооборота путем увеличения доли товаров отечественных производителей и углубления взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями агропромышленного комплекса региона;
активизация внешнеэкономической деятельности в системе потребительской кооперации, особенно по поставкам на экспорт дикорастущих грибов и ягод, лекарственно-технического сырья и т. п.; переориентация на наиболее рентабельные виды заготовок, имеющих стабильный сбыт;
установление предприятиями бытовых услуг муниципальных заказов на обслуживание малоимущих слоев населения;
утверждение перечня социально значимых бытовых услуг, создание совместно с органами социальной защиты системы обслуживания малоимущих слоев населения;
стимулирование создания в акционерных обществах комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения в сельской местности как формы социальной поддержки работников и жителей Ленинградской области со стороны акционерных обществ сельскохозяйственных товаропроизводителей;
разработка системы эффективной поддержки деятельности предприятий бытового обслуживания;
проведение подготовительной работы по сертификации услуг предприятий торговли и бытовых услуг;
организация закупок продовольствия для нужд учреждений социальной сферы;
создание научно-методического центра для предприятий бытового обслуживания населения.
2.16. Политика в сфере лицензирования
Цели политики в сфере лицензирования:
обеспечение всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности гарантированным правом осуществления любой деятельности, разрешенной законодательством и подлежащей лицензированию органом исполнительной власти Ленинградской области;
осуществление четкого контроля со стороны органов государственного и муниципального управления лицензируемыми видами деятельности на территории Ленинградской области в целях защиты прав потребителей, развития законной конкуренции, повышения качества товаров и услуг.
Основные направления:
кардинальная перестройка структуры органов лицензирования и принципов их деятельности на территории Ленинградской области;
разработка системы эффективного функционирования лицензирования и отраслевого регулирования основных видов хозяйственной деятельности в Ленинградской области;
разработка федеральных и региональных проектов по использованию единых стандартов при лицензировании видов деятельности в субъектах Российской Федерации;
сотрудничество с контролирующими, надзорными и правоохранительными органами при осуществлении контроля за лицензируемыми видами деятельности;
подготовка предложений по передаче Правительству Ленинградской области полномочий лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции федеральных органов управления;
развитие информационно-рекламной деятельности.
Механизмы реализации:
подготовка специалистов по сертификации и лицензированию отдельных видов деятельности, товаров и услуг;
Разработка правил ведения и условий лицензирования основных социально значимых видов деятельности (в сфере операций с недвижимостью, игорного дела, предоставления жилищно-коммунальных, ритуальных и других услуг);
формирование и ведение единого областного реестра выданных, приостановленных, зарегистрированных и аннулированных лицензий;
предоставление достоверной информации по лицензионной деятельности органам государственного и муниципального управления Ленинградской области, хозяйствующим субъектам и населению;
создание системы страхования при лицензировании отдельных видов деятельности;
передача органам местного самоуправления государственных полномочий по лицензированию некоторых видов деятельности, отнесенных к компетенции субъекта Федерации.
2.17. Политика в сфере туризма и рекреации
Цель политики в сфере туризма и рекреации - формирование в регионе туристско-рекреационной отрасли и включение ее в число бюджетообразующих отраслей за счет повышения конкурентоспособности и увеличения туристских потоков.
Основные направления:
радикальная перестройка организационно-экономической структуры туристско-рекреационной сферы;
разработка системы международных, федеральных, межрегиональных, областных и местных целевых программ и проектов развития туризма и рекреации;
дальнейшее развитие регионального лечебно-оздоровительного комплекса;
создание в регионе эффективно функционирующей системы средств размещения туристов и рекреантов;
формирование и развитие на территории Ленинградской области зрелищно-развлекательной индустрии и ее инфраструктуры;
развитие межрегионального и международного сотрудничества;
создание и развитие региональной системы рекламно-информационного обеспечения туристско-рекреационной отрасли;
создание в регионе единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
формирование механизма привлечения инвестиций в туристско-рекреационную отрасль и схем финансирования разработки и реализации туристско-рекреационных программ и проектов.
Механизмы реализации:
создание регионального туристско-рекреационного комплекса;
создание автоматизированного кадастра и паспорта туристских территорий области;
разработка перечня наиболее значимых для Ленинградской области историко-культурных событий, спортивных соревнований, фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов и т.п.;
формирование реестра туристических ресурсов и разработка на его основе программ и проектов развития различных видов и форм туризма и рекреации;
модернизация действующих, перепрофилирование несостоятельных и создание новых рекреационных учреждений;
формирование сети средств размещения с единым маркетингом и системой бронирования мест;
создание условий обеспечения комплексного обслуживания туристов и рекреантов;
подготовка и подписание договоров с туристскими центрами, городами, регионами, направленных на развитие въездного туризма;
разработка крупных международных туристических маршрутов;
формирование областного информационно-рекламно-маркетингового центра;
подготовка специалистов по сертификации и лицензированию туристско-рекреационных услуг;
создание благоприятного инвестиционного климата, связанного с льготным налогообложением организаций, работающих в сфере туризма и рекреации.