2. Экономическая политика

Экономическая политика на период до 2005 года обусловливается стратегией экономического роста, базирующейся на использовании конкурентных преимуществ Ленинградской области как одного из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, в том числе высокого научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, выгодного геополитического положения, развитой транспортной инфраструктуры, многоотраслевой промышленности и емкого внутреннего рынка, высокого уровня образования населения, квалифицированной и достаточно дешевой рабочей силы.

2.1. Бюджетно-финансовая политика

Цель бюджетно-финансовой политики - сделать областной бюджет гарантом обеспечения роста уровня жизни населения.

Основные направления:

ежегодное сокращение при формировании проектов областного и консолидированного бюджетов Ленинградской области уровня дефицита, вплоть до формирования бездефицитного бюджета;

формирование бюджета развития;

приоритетное финансирование бюджетных расходов, направляемых на выполнение задач, стоящих перед органами областной исполнительной власти и администрациями муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, и, как следствие, определение суммы средств, предусматриваемых на финансирование программ развития отраслей, как разности доходов бюджета и расходов на финансирование программ выравнивания и развития социальной сферы на территории Ленинградской области;

повышение эффективности бюджетных расходов;

повышение собираемости налогов за счет усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов и проведение гибкой налоговой политики в целях общего снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на территории Ленинградской области.

Механизмы реализации:

разработка и переход на новую систему планирования и исполнения областного бюджета, суть которой состоит в передаче комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области функции планирования основных параметров областного бюджета, включая разработку концепции, проектировок основных расходов по показателям функциональной классификации расходов, и в сохранении за комитетом финансов Ленинградской области функции разработки бюджета в разрезе ведомственной и экономической классификации, организации казначейской системы исполнения бюджета и контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований;

внедрение в бюджетный процесс финансового планирования как инструмента оптимизации бюджетных финансовых потоков для обеспечения снижения пиковых нагрузок на бюджет и сокращения краткосрочных заимствований для целей текущего финансирования;

стимулирование бюджетов муниципальных образований, администрации которых обеспечивают высокий прирост доходов бюджетов всех уровней;

разработка и реализация комплекса мер по обеспечению роста неналоговых доходов областного бюджета, прежде всего за счет доходов от использования областной государственной собственности (дивиденды по акциям, арендная плата, реализация собственности и т. д.);

совершенствование и реализация механизма формирования проекта расходной части бюджета строго на основе бюджетных заявок бюджетополучателей, предусматривающего процедуру подачи, рассмотрения и удовлетворения бюджетной заявки при условии обоснования необходимости запрашиваемых бюджетных средств, внедрение системы финансовой отчетности об использовании выделяемых бюджетных средств с оценкой эффективности их использования;

совершенствование и внедрение в практику исполнения бюджета механизма финансирования из областного бюджета закупок материальных, технических средств, работ и услуг в основном на конкурсной основе;

совершенствование программного подхода к формированию расходной части областного бюджета в целях ужесточения требований к отбору проектов целевых региональных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и обеспечение стабильного финансирования утвержденных программ;

рассмотрение в качестве основного источника финансирования дефицита средств для реализации государственных полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на Ленинградскую область, сумм трансферта из федерального бюджета (при несвоевременном или неполном их поступлении должны приниматься решения о привлечении кредита в пределах запланированных сумм трансферта с последующим погашением его за счет средств трансфертных выплат из федерального бюджета по мере их поступления);

привлечение заемных средств для финансирования программ и мероприятий, цель которых сократить бюджетные назначения, определенные статьями расходов соответствующих бюджетов (жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера) только при планово-бездефицитном бюджете;

приоритетное привлечение заемных средств (в том числе путем выдачи гарантий Правительства Ленинградской области) для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую экономическую и бюджетную эффективность и направленных на экономическое развитие Ленинградской области, а следовательно, и на увеличение доходов территориального бюджета.

2.2. Инвестиционная политика

Цель инвестиционной политики - оживление и рост инвестиционной деятельности на территории области за счет создания благоприятных условий, в первую очередь для отечественных инвесторов.

Основные направления:

продолжение работ по созданию благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области;

усиление рычагов повышения инвестиционной активности и привлекательности предприятий;

усиление информационной открытости инвестиционного процесса, особенно на ранних стадиях инвестиционного проектирования (выбор промышленных зон, узлов и территорий, производственных площадей, сведения об инженерной инфраструктуре, их каталогизация и т. п.).

Механизмы реализации:

развитие и углубление регионального инвестиционного законодательства;

осуществление нормативно-методологического обеспечения инвестиционного процесса;

создание рыночной инфраструктуры (специализированные банки, инвестиционные, лизинговые и страховые компании, пенсионные, паевые и другие специализированные фонды);

развитие системы гарантий и поручительств по обеспечению возвратности заемных средств;

разработка системы страхования инвестиционных рисков;

активизация использования лизинговых форм в инвестиционном процессе;

создание на территории области свободных экономических (таможенных) зон, а также зон экономического развития, использование зон экономического развития при реструктуризации крупных предприятий;

активизация планомерной рекламы и пропаганды инвестиционной привлекательности Ленинградской области в средствах массовой информации и специализированных информационных изданиях;

реструктуризация как средство повышения инвестиционной привлекательности предприятий;

создание механизма, стимулирующего финансирование инвестиционных проектов с использованием собственных средств предприятий (амортизационный фонд и прибыль);

методологическая поддержка разработки инвестиционных проектов инвесторами;

отбор и продвижение инвестиционных проектов на основе анализа их комплексной бюджетной эффективности для региона;

создание схем привлечения и использования финансовых ресурсов;

стимулирование участников инвестиционного проекта к расширению использования принципов проектного финансирования (вместо имеющего предел возможностей инвестиционного кредитования).

2.3. Политика управления собственностью

Политика управления собственностью определяется как центральный вопрос развития Ленинградской области. Принципиальным является отношение к собственности как к части финансов Ленинградской области и исходя из этого установление жесткого контроля со стороны областного казначейства за состоянием собственности (включая омертвленный основной капитал, земельные участки, акции и паи), ее доходностью.

Цели политики управления собственностью:

вовлечение в хозяйственный оборот всего "имущественного комплекса области" независимо от вида и уровня собственности для обеспечения экономического роста, повышения трудовой занятости населения и формирования устойчивых источников поступления бюджетных средств;

повышение инвестиционной привлекательности предприятий;

поэтапное сокращение числа государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (прекращение создания государственных предприятий на праве хозяйственного ведения; реорганизация государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества с закреплением ста процентов их акций в государственной (муниципальной) собственности; совершенствование механизма доверительного управления акциями, находящимися в государственной (муниципальной) собственности; представление интересов государства (муниципального образования) в органах управления акционерного общества);

обеспечение благоприятных условий для реализации приватизированными предприятиями права на выкуп занимаемых ими земельных участков;

ускорение и завершение передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении предприятий.

Основные направления:

разработка нормативно-правовой базы для повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области за счет обеспечения гарантий имущественных прав на недвижимость, предоставления льгот по платежам за недвижимость на период проектирования и строительства конкретных объектов недвижимого имущества, развития системы ипотечного кредитования и залога, упрощения процедуры оформления сделок с недвижимостью и поэтапное внедрение системы управления недвижимостью в Ленинградской области, обеспечивающей:

государственный пообъектный учет недвижимости, создание кадастра недвижимости Ленинградской области;

государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

государственную оценку недвижимости и поддержку риэлтерской и оценочной деятельности;

совершенствование управления государственным недвижимым имуществом;

совершенствование бюджетной политики в сфере недвижимости;

создание единой государственной информационной системы недвижимости.

Механизмы реализации:

осуществление комплекса мер, обеспечивающих процесс преобразований на уровне предприятий;

создание конкурсной системы предоставления прав на государственную недвижимость (продажа, аренда объектов недвижимого имущества);

внеконкурсное предоставление прав на недвижимость только на основании решения специальной межведомственной комиссии;

установление четкого порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ленинградской области и государственных учреждений, занятых в сфере управления землей и иными объектами недвижимого имущества, при выработке решений и осуществлении практических действий по управлению и распоряжению государственным имуществом;

плановая инвентаризация всех объектов недвижимого имущества государственной собственности в целях повышения уровня государственного контроля за сохранностью, применением по назначению, а также эффективностью их использования;

обеспечение индивидуального подхода к приватизации государственного и муниципального имущества;

осуществление приватизации отдельных объектов по индивидуальным проектам, рассматривая ее как способ интенсификации инвестиционных процессов в Ленинградской области;

внесение в порядке законодательной инициативы изменений в федеральное законодательство в целях перенесения тяжести налогового бремени с налогообложения деятельности граждан и юридических лиц на налогообложение недвижимости;

перемещение государственных учреждений и организаций из занимаемых ими дорогостоящих объектов недвижимости для передачи последних в коммерческое использование;

разработка системы экономически обоснованного предоставления льгот собственникам недвижимости и пользователям государственного имущества по платежам в бюджет;

повышение ответственности за нарушение нормативно установленных сроков строительства, освоения земельных участков, порядка пользования недвижимостью;

снижение доли бюджетных расходов на содержание жилищного фонда по мере увеличения доходов граждан;

введение платных информационных услуг, связанных с недвижимостью.

2.4. Политика в сфере природопользования и экологии

Цель политики в сфере природопользования и экологии - повышение эффективности и экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала региона.

Основные направления:

завершение перехода на платное пользование природными ресурсами;

создание условий для формирования научно-технического потенциала по переводу экономики региона на природосберегающую основу;

оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Механизмы реализации:

обращение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с предложением об ускорении принятия разработанных проектов федеральных законов в сфере природопользования (плата за пользование водными объектами, горный кодекс, закон об отходах и т. д.);

совершенствование механизма передачи природных ресурсов в пользование на условиях аренды и конкурсов;

создание автоматизированной системы ведения государственных кадастров природных ресурсов Ленинградской области;

разработка областных целевых программ в сфере природопользования и экологической безопасности;

совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения хозяйствующих субъектов в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации;

завершение работы по заключению соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами в развитие договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области";

поддержка создания и внедрение чистых и низкоотходных технологий, технологий по утилизации отходов, использование генетической инженерии и биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, химической промышленности и фармацевтики с привлечением инвестиций;

развитие системы комплексного мониторинга окружающей среды;

создание системы страхования на случаи экологических рисков;

организация теле- и радиопередач для доведения до населения информации по проводимой экологической политике;

организация экологического воспитания в школьных и дошкольных учреждениях.

2.5. Политика в сфере земельных отношений

Цель политики в сфере земельных отношений - создание новой системы земельных отношений, способствующих углублению реформирования региональной экономики, рациональному использованию и охране земель.

Основные направления:

участие в создании на региональном уровне системы пообъектного учета и регистрации земель и других объектов недвижимости;

формирование цивилизованного рынка земли и недвижимости, обеспечивающего надежность рыночных операций с землей, прежде всего в сфере ипотечного кредита;

создание условий для развития всех видов землепользования юридических лиц и граждан (владение, распоряжение, пользование) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оптимизация землепользования во всех секторах экономики;

совершенствование системы землеустройства и землепользования;

формирование условий для поддержания и восстановления плодородия почв и рационального использования земель.

Механизмы реализации:

создание законодательной базы новой системы земельных отношений;

создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра как основы создания других государственных отраслевых кадастров и многоцелевой информационной системы;

проведение оценочного зонирования на территории Ленинградской области и создание обоснованной и эффективной системы платежей за землю, переход к установлению нормативов земельных платежей на основе реальной рыночной стоимости земли;

осуществление перехода к учету, оценке и налогообложению земельного участка и строений на нем как единого объекта недвижимости;

стимулирование развития инфраструктуры земельного рынка (создание земельных, ипотечных и использование коммерческих банков);

создание системы изъятия неэффективно используемых земель и разрешения земельных споров;

создание системы вывода малопродуктивных (затратных) земель из состава сельхозугодий и использование их для других целей с направлением средств от реализации (аренды этих земель) для сохранения и подъема продуктивности ценных угодий.

2.6. Антимонопольная политика

Цель антимонопольной политики - формирование конкурентной среды как важнейшего условия становления и нормального функционирования рыночной экономики и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования региональных рынков товаров и услуг.

Основные направления:

создание условий для развития конкуренции на монополизированных рынках товаров и услуг;

зашита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности;

развитие предпринимательства как важнейший фактор формирования конкурентной среды;

формирование конкурентной среды на рынках социально значимых товаров и услуг;

снижение степени влияния различных форм объединений, однопрофильных предприятий на уровень цен и развитие конкуренции, устранение барьеров для выхода на рынки новых хозяйствующих субъектов;

расширение рынков сбыта для сохранения объемов производства, минимизации его издержек и поддержания уровня цен;

защита прав потребителей как важнейшее условие цивилизованных рыночных отношений.

Механизмы реализации:

совершенствование правовой базы антимонопольного контроля и регулирования, в том числе разработка проекта областного закона "О естественных монополиях";

гармонизация действующих нормативных актов федерального и регионального уровней, регламентирующих рыночные отношения в сфере обращения товаров, с учетом антимонопольных требований;

разработка законодательной базы распределения ограниченных ресурсов и предоставления права пользования ими, обеспечивающей конкурентные отношения, равные права участия в процедуре распределения для любых хозяйствующих субъектов, в том числе:

введение на законодательном уровне государственного (муниципального) антимонопольного контроля за распределением государственных (муниципальных) заказов;

регламентация форм взаимодействия субъектов рынка лицензий на недропользование и природопользование;

разработка и реализация на законодательной основе компенсационных принципов выравнивания условий хозяйствования;

антимонопольный контроль и активное участие в реформировании жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области;

предупреждение и пресечение злоупотреблений, сговоров, соглашений, цель которых - ограничение конкуренции на рынке товаров и услуг;

осуществление государственного (муниципального) контроля за деятельностью монополий регионального (местного) уровня;

противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности;

сохранение единого экономического пространства путем ограничения регионального сепаратизма и устранения барьеров выхода на рынок новых хозяйствующих субъектов;

создание межведомственной комиссии по конкурентной политике и защите прав потребителей для реализации антимонопольной политики в Ленинградской области.

2.7. Политика в сфере внешнеэкономических отношений

Цель политики в сфере внешнеэкономических отношений - интеграция в мировую экономику и торговлю, развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, расширение экспортных возможностей региона, привлечение международных финансовых и интеллектуальных ресурсов в экономику области.

Основные направления:

создание благоприятных условий для привлечения в экономику области зарубежных кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний;

разработка целенаправленной политики содействия развитию экспортного потенциала Ленинградской области, особенно наукоемкой, высокотехнологической продукции и продукции обрабатывающих отраслей промышленности как важного элемента структурной перестройки и технологической модернизации хозяйства региона;

налаживание эффективного внешнеэкономического сотрудничества как одной из основных предпосылок преодоления кризисных явлений и подъема экономики области с учетом обеспечения экономической безопасности региона.

Механизмы реализации:

формирование и рекламирование за рубежом Ленинградской области как субъекта Российской Федерации, имеющего уникальное транспортно-географическое положение по отношению к внутреннему и внешнему рынкам, льготный налоговый режим, стабильную законодательную базу, высокоразвитое промышленное производство, емкий и безопасный рынок для вложения капиталов;

организация и проведение презентаций Ленинградской области, участие в международных конференциях и специализированных выставках в целях продвижения продукции и инвестиционных проектов области на международные рынки и совершенствование отношений с экономически развитыми странами Европы и Америки;

поиск и привлечение иностранных инвестиций в целях реализации региональных инвестиционных проектов, программ по строительству на территории области транспортно-технологических комплексов для обеспечения транзита грузов и создания в зонах транспортно-перевалочных комплексов сопутствующих производств и предприятий в сфере материального производства и услуг, расширения деятельности, связанной с мелким и средним предпринимательством;

проведение активной политики на федеральном и региональном уровнях по созданию свободных экономических, торговых и таможенных зон, привлечению в них высокотехнологичных, экологически чистых производств с максимальным использованием местных сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов;

создание системы информационной и консультационной поддержки по вопросам привлечения инвестиций в регион, оказание помощи в создании совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, фондов;

максимальное использование финансовых возможностей международных европейских программ гуманитарного и технического содействия развитию стран Центральной и Восточной Европы, таких как ТАСИС (ЕС), СИДА (Швеция), ПСО (Нидерланды), Трансформ (ФРГ), Британский фонд Ноу-Хау и другие;

преодоление "сырьевой" направленности областного экспорта, разработка мер по увеличению экспорта продукции высокой степени переработки путем улучшения ее качества, совершенствования товарной и географической структуры, развития системы сертификации и контроля;

налаживание постоянной работы с международными и региональными экономическими организациями, национальными финансовыми институтами, банками, фондами, крупными зарубежными фирмами;

реализация комплексной программы приграничного сотрудничества Ленинградской области с Финляндией до 2000 года как приоритетного направления развития внешнеэкономических связей;

восстановление ранее существовавших интеграционных связей с государствами - участниками СНГ и стран Балтии, формирование принципиально нового механизма взаимовыгодного сотрудничества в условиях рыночных отношений;

обеспечение выполнения межправительственных и региональных договоров и соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности.

2.8. Энергетическая политика

Цель энергетической политики - энергетическая безопасность и бездефицитность энергетических потребностей Ленинградской области с одновременным обеспечением безопасности и здоровья населения, защиты среды обитания и жизнедеятельности человека в процессе производства, переработки, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов, а также утилизации их отходов.

Основные направления:

повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;

создание систем управления энергосбережением;

создание региональной системы учета и контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов;

повышение эффективности добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов в производственной и социальной инфраструктуре Ленинградской области;

создание и внедрение энергоэффективных технологий, энергетического оборудования, конструкционных материалов;

реструктуризация топливно-энергетического комплекса Ленинградской области, обеспечивающая окупаемость использования топливно-энергетических ресурсов и стимулирующая развитие промышленности в Ленинградской области в условиях их избытка;

создание благоприятных инвестиционных условий в сфере энергосбережения.

Механизмы реализации:

поддержка атомной энергетики и принятие комплекса мер, обеспечивающих как минимум сохранение достигнутого объема выработки электроэнергии на ядерном топливе;

обеспечение экономически обоснованной газификации Ленинградской области (промышленная и жилищно-коммунальная сфера);

разработка и внедрение механизма государственного регулирования цен на топливно-энергетические ресурсы;

осуществление государственного надзора за эффективным производством, переработкой, транспортировкой, хранением и потреблением топливно-энергетических ресурсов;

внедрение приборов учета и контроля расхода энергетических ресурсов, систем автоматизированного управления энергопотреблением, обеспечивающих точность, достоверность и единство измерения отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;

сохранение льготных тарифов на энергетические ресурсы для населения, изменение их в соответствии с инфляционными процессами при одновременном сокращении групп населения, имеющих дополнительные льготы на оплату энергетических ресурсов путем перехода на систему адресной поддержки малоимущих и неимущих граждан;

повышение экономической и бюджетной эффективности программ и проектов энергосбережения, обязательное наличие в них механизмов возврата выделенных бюджетных средств (введение принципа самоокупаемости);

организация информационного обеспечения, пропаганды и рекламы программ, проектов и мероприятий по энергосбережению среди населения и других потребителей топлива и энергии Ленинградской области.

2.9. Промышленная политика

Цель промышленной политики - обеспечение условий для прекращения спада и стабильного роста промышленного производства в Ленинградской области посредством повышения эффективности функционирования, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов промышленного комплекса, более полного использования имеющихся сырьевых ресурсов с учетом хозяйственной емкости локальных экологических систем.

Основные направления:

содействие реструктуризации промышленных предприятий в целях улучшения управления, обеспечения инвестиционной привлекательности, рентабельности производства, совершенствования номенклатуры выпускаемой продукции, эффективного использования имущества, роста производительности труда;

преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности и ориентация на формирование потребительского рынка и прогрессивной структуры потребления;

проведение протекционистской политики, направленной на решение стратегических задач развития хозяйственного комплекса Ленинградской области в целом и обеспечение защиты отечественных товаропроизводителей;

содействие организации межрегиональной системы поставок товаров производственно-технического назначения и потребительского рынка под гарантии Правительства Ленинградской области;

содействие в обеспечении прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов и кредиторов;

организация эффективного управления развитием промышленных территорий и обеспечение необходимого рационального использования земельных, водных, топливно-энергетических и других ресурсов;

осуществление сращивания в агропромышленный комплекс технологической цепочки от сырья до реализации готовой продукции;

определение перспектив конверсии и структурной перестройки предприятий военно-промышленного комплекса, использование технологий двойного применения;

содействие в активизации научно-исследовательской работы на приоритетных направлениях структурной перестройки в промышленности.

Приоритетными направлениями развития промышленного потенциала Ленинградской области являются:

развитие энергоемких производств, таких как целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, цветная металлургия;

эффективное использование природных, в первую очередь лесосырьевых и минеральных ресурсов (горючие сланцы, фосфориты, бокситы, флюсы и цементные известняки, формовочные пески, изверженные и осадочные породы для производства многих строительных материалов);

развитие производств, обеспечивающих транспортно-технологический транзит грузов через территорию Ленинградской области, участие в создании девятого интермодального транспортного коридора;

развитие высокотехнологичных наукоемких производств, в том числе на базе атомной энергетики и электроники, использование высоких технологий двойного назначения предприятий оборонно-промышленного комплекса;

повышение степени переработки местных и привозных природных ресурсов, включая более глубокую переработку нефти на производственном объединении "Киришинефтеоргсинтез";

развитие конкурентоспособного производства сельскохозяйственного оборудования, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности и производства товаров широкого потребительского спроса, в том числе производимых на местных предприятиях легкой промышленности;

внедрение энергосберегающих и экологически безопасных технологий, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в целях сокращения инвестиционной нагрузки топливно-энергетического комплекса на экономику области и обеспечения снижения себестоимости продукции (потенциал энергосбережения в Ленинградской области составляет около 45 процентов годового энергопотребления).

Механизмы реализации:

создание системы селективной бюджетно-финансовой поддержки наиболее эффективных инвестиционных проектов и программ, реализация которых позволит в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка, организовать новые рабочие места, расширить налогооблагаемую базу бюджетов всех уровней;

разработка механизма обеспечения поддержки и приоритетного развития градообразующих предприятий;

содействие проведению диверсификации производства монопродуктовых промышленных предприятий;

активизация работы, направленной на загрузку свободных площадей и незадействованного в производственном процессе оборудования промышленных предприятий в целях эффективного их использования путем продажи, сдачи в аренду, организации совместных предприятий;

обеспечение эффективного функционирования систем региональных и муниципальных заказов;

содействие созданию финансово-промышленных групп и других форм интеграции банковского и промышленного капитала;

внедрение лизинга в отраслях, где наблюдается резкое моральное старение основных фондов, а традиционные источники финансирования капитальных вложений не обеспечивают поддержания производственной базы на необходимом уровне;

оказание помощи хозяйственному аппарату предприятий и администраций муниципальных образований в освоении рыночных методов управления и усилении их рыночной ориентации через развитие системы обучения (переподготовки), обмена накопленным опытом;

обеспечение информационно-рекламной поддержки деятельности промышленных предприятий, издание информационно-рекламных материалов, осуществление подготовки, проведение и участие в российских и зарубежных выставках, семинарах, презентациях;

содействие рациональному распределению и размещению производственных мощностей на территории Ленинградской области с учетом структуры распределения сырьевых ресурсов;

расширение использования процедуры банкротства для вывода хозяйствующих субъектов из кризиса путем замены неэффективного собственника, восстановления государственного участия в управлении предприятием и т.д.;

содействие расширению связей между предприятиями различных отраслей народного хозяйства, проектными, научно-исследовательскими, консалтинговыми и иными организациями и учреждениями.

2.10. Политика в сфере строительства

Цели политики в сфере строительства:

усиление мобильности строительных организаций как важного фактора их конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках;

переход от политики выживания к активной инвестиционной политике с ярко выраженной социальной направленностью;

переоснащение производственной базы под выпуск конструкций и материалов, отвечающих современным градостроительным требованиям (внедрение прогрессивных технологий с учетом экологии и требований современной архитектуры).

Основные направления:

расширение источников и обеспечение устойчивого финансирования с ростом доли внебюджетных инвестиций;

стимулирование спроса на жилье по доступным ценам для нуждающейся части коренных жителей Ленинградской области;

увеличение доли малоэтажного коттеджного строительства;

организация сбора информации о действии дестабилизирующих факторов в регионе с оценкой технологических, финансовых (неплатежи, кредитные ставки, инфляция), экономических (спрос, наличие капитала), социальных (уровень доходов, состояние рынка труда, экологическая ситуация и т. д.), криминогенных (уровень преступности), политических рисков, что важно для привлечения финансового капитала;

изменение ценового характера жилья и объектов социально-культурной сферы с учетом дифференцированного платежеспособного спроса и возможностей хозяйствующих субъектов;

сокращение сроков строительства и продолжительности инвестиционного цикла в целом, повышение качества строительства, обеспечение перехода к страхованию качества;

повышение качества проектов, проектных и конструкторских решений;

обеспечение энерго- и ресурсосбережения при строительстве и эксплуатации объектов.

Механизмы реализации:

создание организационно-информационной системы строительного рынка;

концентрация средств всех источников для строительства социально значимых приоритетных объектов и их поочередного ввода в эксплуатацию;

использование бюджетных инвестиций в сочетании с инновациями;

проведение экспертизы незавершенных объектов в целях их возможной продажи или сдачи в аренду;

создание экономических условий, обеспечивающих возможность увеличения налоговой ставки на незавершенное строительство в составе имущества предприятий;

использование местного природного строительного материала и ископаемых для производства стройматериалов;

обеспечение в сфере жилищного строительства приоритетности малоэтажного индивидуального строительства за счет всевозможных источников финансирования;

реализация в первоочередном порядке программы строительства портовых сооружений, аэропорта и обустройство прилегающих территорий с учетом проблем занятости населения и миграции.

2.11. Политика в сфере развития малого предпринимательства

Цель политики в сфере развития малого предпринимательства - возрождение и становление среднего класса собственников как важнейшего из условий социально-экономической и политической стабилизации и успешного продолжения экономической реформы в регионе.

Основные направления:

создание правовых, экономических и организационных условий для роста деловой активности населения, раскрытия потенциала малого бизнеса и коррекции объективно присущих ему недостатков;

формирование отношения властных структур к государственно-хозяйственной деятельности и частному предпринимательству как к равноценным и равноправным субъектам экономической жизни;

формирование позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности;

формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровнях.

Механизмы реализации:

совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование и развитие малого бизнеса в регионе;

создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию региональной политики поддержки малого предпринимательства, включающей органы государственной власти и управления, общественные организации и объединения, объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, созданные и действующие при государственном участии (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры);

создание селективной финансово-кредитной и ресурсной систем поддержки малого предпринимательства, обеспечивающих сочетание интересов общества и личности;

организация системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства;

методическое и программное обеспечение процесса развития малого предпринимательства;

разработка и внедрение системы качества деятельности на малых предприятиях;

оказание помощи в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

отражение деятельности малых предприятий и роли государственных органов в их развитии в средствах массовой информации.

2.12. Политика в сфере информатизации и связи

Цели политики в сфере информатизации и связи:

удовлетворение информационных потребностей органов государственного и муниципального управления Ленинградской области, хозяйствующих субъектов и населения;

обеспечение современными видами связи населения и хозяйственного комплекса.

Основные направления:

создание единой территориальной автоматизированной информационной системы Ленинградской области в целях информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления для принятия адекватных управленческих решений;

удовлетворение платежеспособного спроса населения и потребностей хозяйствующих субъектов в средствах телефонной связи в городах и особенно в сельской местности, расширение сети междугородной телефонной связи.

Механизмы реализации:

разработка программы информатизации Ленинградской области;

интеграция существующих информационных систем и информационных ресурсов муниципальных образований, городов и крупных хозяйствующих субъектов и приведение их программно-технической среды в соответствие с требованиями всей системы, а также создание новых типовых муниципальных информационных систем и баз данных;

создание основных, распределенных по территории Ленинградской области баз данных "Население области", "Недвижимость области", "Субъекты хозяйствования всех форм собственности";

создание ситуационного центра Губернатора Ленинградской области как координирующего и выходного звена в информационном обеспечении Правительства Ленинградской области;

широкое внедрение новых систем телекоммуникационного оборудования (мобильная и видеосвязь, электронная и речевая почта, сеть INTERNET и др.);

совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы Ленинградской области в процессе создания единой территориальной автоматизированной информационной системы, эксплуатации средств связи и передачи информации.

2.13. Политика в сфере транспорта

Цели политики в сфере транспорта:

обеспечение национальных стратегических интересов России и ее экономической безопасности и исходя из них интересов Ленинградской области по обеспечению роста экономического благосостояния путем формирования государственной транспортной политики и создания необходимых мобилизационных резервов;

формирование региональной транспортной сети, удовлетворяющей транспортные потребности хозяйствующих субъектов региона и социальные потребности населения Ленинградской области и Санкт-Петербурга в пассажирских перевозках местного, пригородного и дальнего сообщения.

Основные направления:

обеспечение поддержки Правительством Ленинградской области организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов путем создания выгодных условий для направления грузо- и пассажиропотоков через территорию Северо-Западного региона в другие регионы России, а также в европейские страны;

содействие развитию межрегиональных и международных экономических связей хозяйствующих субъектов Ленинградской области, повышению их конкурентоспособности путем улучшения качества предоставляемых транспортных услуг с возвратом к утраченным объемам перевозок;

создание благоприятных условий для привлечения транзитных грузопотоков и развития межрегиональной и международной транспортно-технологической деятельности;

сотрудничество в сфере налоговой, таможенной, информационной, телекоммуникационной систем, а также навигации и безопасности мореплавания с государствами Балтийского региона;

снижение транспортных издержек в совокупной стоимости товаров, перевозимых по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга;

повышение технического состояния магистральных автомобильных дорог с доведением их до уровня, соответствующего интермодальным и транзитным коридорам;

повышение технического состояния железнодорожной сети, организация высокоскоростного движения на участке государственная граница-ВыборгСанкт-Петербург-Москва;

организация транспортных подходов к действующим и строящимся аэропортам, портовым и терминальным комплексам, пограничным и таможенным переходам.

Механизмы реализации:

мониторинг и анализ существующих грузо- и пассажиропотоков на территории Ленинградской области, выработка прогнозных оценок их развития;

участие в разработке и реализации тарифной политики, направленной на стимулирование транспортно-технологической деятельности и обеспечение социальных потребностей населения при осуществлении поездок по маршрутам местного, пригородного и дальнего сообщений;

развитие транспортной инфраструктуры региона (транспорт, дорожные сети, информация и связь, безопасность и т. д.) в соответствии с потребностями в обеспечении внутренних, внешних, экспортно-импортных и транзитных перевозок;

формирование тарифной политики, направленной на стимулирование транспортно-технологической деятельности и обеспечение социальных потребностей населения при осуществлении поездок по маршрутам местного, пригородного и дальнего сообщений;

формирование инвестиционной транзитной политики;

модернизация действующих и строительство новых портовых комплексов в соответствии с прогнозными оценками увеличения грузопотоков через прибрежные территории Финского залива;

организация современных мультимодальных схем перевозок транзитных грузов на основе создания графиковых прямых линий с одновременным упрощением прохождения таможенных и пограничных процедур;

создание сети логистических терминальных комплексов, формирование информационной системы транзита Ленинградской области и Санкт-Петербурга путем создания базы данных о производителях и перевозчиках товаров, существующих европейских проектах и программах по развитию транспортной инфраструктуры и условиях участия в них; открытие собственных серверов в международных информационных системах, внедрение телекоммуникационных технологий для информационного обеспечения прохождения грузов по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

2.14. Аграрная политика

Цель аграрной политики - осуществление комплексных, организационных, экономических, технологических мероприятий по стабилизации положения в агропромышленном производстве, формированию факторов его роста и дальнейшего развития, повышению конкурентоспособности продукции и экономической эффективности агропромышленного производства.

Основные направления:

совершенствование областного законодательства по созданию более благоприятных условий для инвестиционной, производственной, внешнеэкономической и иной деятельности предприятий агропромышленного комплекса;

совершенствование механизма регулирования цен и доходов сельхозтоваропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры, создание других благоприятных условий для функционирования предприятий агропромышленного комплекса;

создание системы заказа, авансирования и закупок сельскохозяйственной продукции предприятиями и учреждениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области от сельхозтоваропроизводителей региона;

осуществление земельной реформы и дальнейшее развитие земельных отношений в целях формирования эффективных хозяйственных структур и реализации прав граждан на землю;

Реформирование и реструктурирование сельскохозяйственных предприятий, отработка процедуры банкротства и других направлений стимулирования активности предприятий;

сохранение и постепенное наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, а также в сфере переработки сельскохозяйственной продукции на основе реализации региональных целевых программ по приоритетным направлениям;

создание условий и поддержка кооперации и интеграции предприятий агропромышленного комплекса для повышения его эффективности и решения межотраслевых проблем;

проведение региональной структурной политики в агропромышленном комплексе, направленной на повышение конкурентоспособности местной продукции за счет увеличения инвестиций в высокотехнологичные и ресурсосберегающие технологии и модернизацию производства;

создание (восстановление) и поддержка рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и обеспечивающих его отраслях.

Механизмы реализации:

проведение комплексных аудиторских проверок сельскохозяйственных предприятий, претендующих на помощь со стороны Правительства Ленинградской области, в целях установления реальной себестоимости производимой продукции и построения функции снижения себестоимости, определения основных параметров социально-экономического развития соответствующих населенных пунктов, получения исходных данных для разработки инвестиционных проектов;

проведение зонирования сельскохозяйственных угодий в целях определения для каждого сельскохозяйственного предприятия возможностей и перспектив оптимизации землепользования для рентабельного ведения хозяйственной деятельности с учетом результатов маркетинговых исследований и поддержки со стороны Правительства Ленинградской области (закупка на конкурсной основе продуктов питания в рамках регионального заказа для обеспечения потребностей учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, осуществления поставок для нужд федерального бюджета и оплаты межрегиональных бартерных поставок, кредитование на платной основе производства продукции для поставок по заключенным договорам, а том числе с Администрацией Санкт-Петербурга, полное или частичное освобождение от налогов, поступающих в областной бюджет, участие в разработке и реализации программы создания новых рабочих мест);

определение количественных параметров по каждому из перечисленных видов поддержки и определение источников финансирования и предоставления ресурсной поддержки;

разработка рентабельных инвестиционных проектов для отдельных сельскохозяйственных предприятий, определение источников их финансирования, в том числе на лизинговой основе;

разработка программ реструктуризации предприятий;

разработка программы обеспечения рабочими местами населения сельскохозяйственных территорий.

Механизмы реализации аграрной политики основаны также на конкурсном бюджетном и внебюджетном финансировании сельхозтоваропроизводителей, контроле выполнения целевых региональных программ и мероприятий по стабилизации агропромышленного производства, осуществляемом комитетом по сельскому хозяйству Ленинградской области.

2.15. Политика в сфере потребительского рынка

Цели политики в сфере потребительского рынка:

вывод из кризиса и возрождение российской торговли и общественного питания с формированием развитой рыночной инфраструктуры;

обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.

Основные направления:

закрепление позиций на потребительском рынке Ленинградской области, увеличение объема реализации продукции в Санкт-Петербурге, выход на межрегиональный уровень;

упорядочение системы торговли алкогольной продукцией;

развитие сферы бытовых услуг.

Механизмы реализации:

повышение эффективности контрольной деятельности на основе координации действий федеральных, областных и местных контролирующих органов;

оптимизация сети розничных предприятий, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией, введение региональной системы подтверждения легальности производства и оборота алкогольной продукции на территории Ленинградской области;

создание условий, стимулирующих заготовительную деятельность и приток предпринимателей, оказывающих торговые и бытовые услуги в сельской местности;

разработка и реализация пилотных проектов продовольственных оптовых рынков внутриобластного значения, восстановление полноценной работы оптового звена;

создание кредитных союзов предпринимателей в сфере торговли в целях пополнения оборотных средств в торгующих организациях Ленинградской области и обеспечения ее финансовой стабильности;

создание системы базовых комбинатов школьного питания;

реализация ряда инвестиционных проектов по укреплению и модернизации производственных предприятий потребительской кооперации и кооперативного хозяйства в целом;

улучшение структуры товарооборота путем увеличения доли товаров отечественных производителей и углубления взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями агропромышленного комплекса региона;

активизация внешнеэкономической деятельности в системе потребительской кооперации, особенно по поставкам на экспорт дикорастущих грибов и ягод, лекарственно-технического сырья и т. п.; переориентация на наиболее рентабельные виды заготовок, имеющих стабильный сбыт;

установление предприятиями бытовых услуг муниципальных заказов на обслуживание малоимущих слоев населения;

утверждение перечня социально значимых бытовых услуг, создание совместно с органами социальной защиты системы обслуживания малоимущих слоев населения;

стимулирование создания в акционерных обществах комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения в сельской местности как формы социальной поддержки работников и жителей Ленинградской области со стороны акционерных обществ сельскохозяйственных товаропроизводителей;

разработка системы эффективной поддержки деятельности предприятий бытового обслуживания;

проведение подготовительной работы по сертификации услуг предприятий торговли и бытовых услуг;

организация закупок продовольствия для нужд учреждений социальной сферы;

создание научно-методического центра для предприятий бытового обслуживания населения.

2.16. Политика в сфере лицензирования

Цели политики в сфере лицензирования:

обеспечение всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности гарантированным правом осуществления любой деятельности, разрешенной законодательством и подлежащей лицензированию органом исполнительной власти Ленинградской области;

осуществление четкого контроля со стороны органов государственного и муниципального управления лицензируемыми видами деятельности на территории Ленинградской области в целях защиты прав потребителей, развития законной конкуренции, повышения качества товаров и услуг.

Основные направления:

кардинальная перестройка структуры органов лицензирования и принципов их деятельности на территории Ленинградской области;

разработка системы эффективного функционирования лицензирования и отраслевого регулирования основных видов хозяйственной деятельности в Ленинградской области;

разработка федеральных и региональных проектов по использованию единых стандартов при лицензировании видов деятельности в субъектах Российской Федерации;

сотрудничество с контролирующими, надзорными и правоохранительными органами при осуществлении контроля за лицензируемыми видами деятельности;

подготовка предложений по передаче Правительству Ленинградской области полномочий лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции федеральных органов управления;

развитие информационно-рекламной деятельности.

Механизмы реализации:

подготовка специалистов по сертификации и лицензированию отдельных видов деятельности, товаров и услуг;

Разработка правил ведения и условий лицензирования основных социально значимых видов деятельности (в сфере операций с недвижимостью, игорного дела, предоставления жилищно-коммунальных, ритуальных и других услуг);

формирование и ведение единого областного реестра выданных, приостановленных, зарегистрированных и аннулированных лицензий;

предоставление достоверной информации по лицензионной деятельности органам государственного и муниципального управления Ленинградской области, хозяйствующим субъектам и населению;

создание системы страхования при лицензировании отдельных видов деятельности;

передача органам местного самоуправления государственных полномочий по лицензированию некоторых видов деятельности, отнесенных к компетенции субъекта Федерации.

2.17. Политика в сфере туризма и рекреации

Цель политики в сфере туризма и рекреации - формирование в регионе туристско-рекреационной отрасли и включение ее в число бюджетообразующих отраслей за счет повышения конкурентоспособности и увеличения туристских потоков.

Основные направления:

радикальная перестройка организационно-экономической структуры туристско-рекреационной сферы;

разработка системы международных, федеральных, межрегиональных, областных и местных целевых программ и проектов развития туризма и рекреации;

дальнейшее развитие регионального лечебно-оздоровительного комплекса;

создание в регионе эффективно функционирующей системы средств размещения туристов и рекреантов;

формирование и развитие на территории Ленинградской области зрелищно-развлекательной индустрии и ее инфраструктуры;

развитие межрегионального и международного сотрудничества;

создание и развитие региональной системы рекламно-информационного обеспечения туристско-рекреационной отрасли;

создание в регионе единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

формирование механизма привлечения инвестиций в туристско-рекреационную отрасль и схем финансирования разработки и реализации туристско-рекреационных программ и проектов.

Механизмы реализации:

создание регионального туристско-рекреационного комплекса;

создание автоматизированного кадастра и паспорта туристских территорий области;

разработка перечня наиболее значимых для Ленинградской области историко-культурных событий, спортивных соревнований, фестивалей, выставок, ярмарок, конкурсов и т.п.;

формирование реестра туристических ресурсов и разработка на его основе программ и проектов развития различных видов и форм туризма и рекреации;

модернизация действующих, перепрофилирование несостоятельных и создание новых рекреационных учреждений;

формирование сети средств размещения с единым маркетингом и системой бронирования мест;

создание условий обеспечения комплексного обслуживания туристов и рекреантов;

подготовка и подписание договоров с туристскими центрами, городами, регионами, направленных на развитие въездного туризма;

разработка крупных международных туристических маршрутов;

формирование областного информационно-рекламно-маркетингового центра;

подготовка специалистов по сертификации и лицензированию туристско-рекреационных услуг;

создание благоприятного инвестиционного климата, связанного с льготным налогообложением организаций, работающих в сфере туризма и рекреации.

Вернуться назад

Hosted by uCoz