3. Социальная политика

Социальная политика концентрированно отражается в бюджете, критерием социальной направленности которого является уровень жизни населения Ленинградской области.

Политика в социальной сфере строится на основе раздельного планирования двух составляющих социального развития. К первой составляющей относится планирование процесса выравнивания обеспеченности объектами социальной сферы на территории Ленинградской области, ко второй - планирование постепенного повышения уровня обеспеченности населения социальными услугами, финансируемыми за счет средств областного бюджета.

Основные направления:

четкое разграничение полномочий, ответственности и целевых ресурсов при решении социальных вопросов на всех уровнях;

совершенствование системы социальных индикаторов уровня жизни населения Ленинградской области;

реализация Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Механизмы реализации:

разработка региональных программ повышения уровня жизни, основу которых должны составлять мероприятия, направленные на ускоренный выход Ленинградской области на среднероссийские показатели по направлениям, где они ниже, не снижая при этом других показателей;

разработка механизма реализации Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на территории Ленинградской области, в том числе механизма определения совокупного дохода семьи.

3.1. Политика в сфере труда и занятости

Цели политики в сфере труда и занятости:

формирование условий для эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы с учетом особенностей развития локальных рынков труда;

обеспечение взвешенности подхода к реализации политики занятости, не допускающей массовой безработицы, но и не препятствующей высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики и необходимости повышения эффективности производства;

согласование интересов работников и работодателей, предупреждение коллективных трудовых споров.

Основные направления:

сдерживание роста безработицы в условиях ограниченных экономических и финансовых возможностей, проведение активной политики предотвращения массовых высвобождений;

создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;

смягчение последствий долговременной безработицы;

обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;

ориентация экономически активного населения на новые формы занятости и трудовых отношений;

регулирование демографических, миграционных и других процессов, оказывающих влияние на рынок труда;

совершенствование работы службы занятости;

ликвидация и предотвращение в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы;

создание во внебюджетном секторе экономики системы гарантий минимального уровня заработной платы не ниже прожиточного минимума на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства;

разработка принципов определения социально обоснованного уровня оплаты труда в бюджетной сфере;

создание эффективной системы управления условиями и охраной труда;

развитие системы социального партнерства на всей территории Ленинградской области.

Механизмы реализации:

разработка и реализация региональных и муниципальных, в том числе адресных программ содействия занятости населения с учетом локальных рынков труда, принятие мер по выводу муниципальных образований из критической ситуации на рынке труда, разработка и реализация программы общественных работ;

формирование бюджетной политики на основе оценки экономической и социальной эффективности создаваемых и сохраняемых рабочих мест;

совершенствование юридического механизма квотирования рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем разработки и принятия соответствующих областных законов;

социальная поддержка военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, принятие мер по адаптации граждан этой категории к новым условиям и их переквалификации;

социальная поддержка вынужденно не занятого населения, в том числе и военнослужащих, уволенных по болезни, организация мер по их профессиональной подготовке и переподготовке;

совершенствование профориентационных услуг, в том числе для выпускников общеобразовательных школ, расширение объемов и видов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с требованиями локальных рынков труда;

поддержка частного предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, развитие фермерства, самозанятости, создание некапиталоемких рабочих мест в подсобных производствах и промыслах, агросервисе, социальной инфраструктуре;

развитие анализа и прогноза рынка труда, совершенствование программы целевых методов, регулирование ситуации на региональных и муниципальных рынках труда;

создание системы контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы согласно областным законам; разработка и реализация региональной миграционной программы;

совершенствование технологии, организационной структуры и материально-технической базы службы занятости;

обеспечение согласованности действий службы занятости с областными и муниципальными органами власти и управления, а также работодателями в решении проблемы занятости населения;

развитие регионального законодательства, обеспечивающего соблюдение предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам;

осуществление мониторинга социально-трудовой сферы;

совершенствование системы потребительских бюджетов и ее использование для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ;

заключение Ленинградского областного трехстороннего соглашения о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 1998-2000 и последующие годы, отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений, соглашений на территории муниципальных образований, расширение практики заключения новых видов соглашений;

реализация мероприятий региональной целевой программы по улучшению условий охраны труда;

организация работы по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям к охране труда;

разработка региональной программы содействия профессиональной подготовке и переподготовке персонала на производстве.

3.2. Политика в сфере образования

Цели политики в сфере образования - создание условий для реализации социальных гарантий человека на образование, обеспечение его высокого качества соответствии с потребностями личности и государства.

Основные направления:

развитие общедоступного бесплатного дошкольного, начального и общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего, послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

реформирование системы образования на основе совершенствования механизма управления, приведения структуры образовательных учреждений в соответствие с образовательными стандартами и потребностями граждан в образовании, оптимального сочетания государственных и негосударственных образовательных структур;

предоставление населению Ленинградской области права свободного выбора типов, видов, форм обучения, установленных законодательством Российской Федерации;

поддержка сети учреждений дополнительного внешкольного образования; организация летнего школьного отдыха и оздоровления, особенно для детей из низкодоходных семей и семей "риска".

Механизмы реализации:

осуществление дальнейшего внедрения государственного стандарта общего, среднего, начального профессионального, среднего и высшего педагогического образования;

введение региональных нормативов ресурсного обеспечения образовательных учреждений в целях совершенствования механизма бюджетного финансирования и увеличения размеров бюджетной обеспеченности;

повышение укомплектованности педагогическими кадрами учреждений образования путем поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда до размера прожиточного минимума.

3.3. Политика в сфере здравоохранения

Цель политики в сфере здравоохранения - обеспечение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения.

Основные направления:

приведение инфраструктуры здравоохранения в соответствие с современными потребностями населения в медицинской помощи, включая развитие первичной медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики или семейными врачами;

регламентация общедоступного базового набора жизненно необходимых гарантированных государством медицинских услуг с их финансовым обеспечением;

создание условий для организации в муниципальных образованиях специальных больниц социально-медицинской помощи, хосписов, дневных стационаров;

совершенствование системы защиты прав граждан на получение своевременной качественной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

решение наиболее острых социально-медицинских проблем (СПИД, венерические заболевания, психиатрия, наркомания, туберкулез, инфекционные заболевания и т. д.);

повышение экономической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;

обеспечение всеобщего обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации, а также развитие добровольного медицинского страхования;

предоставление пациентам реальной возможности выбора между конкурирующими организациями обязательного медицинского страхования;

усиление страхового элемента в формировании средств на оплату медицинских услуг.

Механизмы реализации:

развитие системы профилактических и реабилитационных мер в сфере охраны здоровья граждан, совершенствование лечебно-профилактической помощи матерям и детям, а также социально-медицинской помощи пожилым людям;

сохранение сети сельских участковых больниц и использование их преимущественно для завершения лечения, а также лечения больных с хроническими заболеваниями;

организация и реализация системы централизованных закупок лекарственных средств на конкурсной основе;

определение приоритетности профилактических и реабилитационных мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения для снижения заболеваемости и смертности населения, охраны здоровья матери и ребенка, распространения здорового образа жизни;

введение детализированного перечня медицинских услуг, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования;

конкретизация порядка определения расценок на медицинские услуги;

формирование четкого механизма взаимных расчетов и взаимной ответственности между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения;

создание единого страхового полиса для жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга;

приведение нормативно-правовой базы при работе по системе обязательного медицинского страхования в соответствие с законодательными актами.

3.4. Политика в сфере культуры

Цели политики в сфере культуры - поддержка и развитие культуры и искусства, сохранение единого культурного и информационного пространства.

Основные направления:

поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение историко-культурного наследия и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации;

укрепление материально-технической базы ведущих учреждений, в первую очередь отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

осуществление структурной перестройки сети учреждений культуры, содействие формированию и развитию системы негосударственных учреждений культуры.

Механизмы реализации:

совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов;

последовательное формирование многоканальной системы финансирования сферы культуры, привлечение внебюджетных средств, развитие меценатства и спонсорства;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры и искусства;

возрождение и интенсивное развитие народных промыслов и художественных ремесел Ленинградской области в целях сохранения национальной культуры и исторических традиций.

3.5. Молодежная политика

Цель молодежной политики - дальнейшее развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи как основного потенциала развития общества и государства.

Основные направления:

укрепление семьи и школы - основного фактора, влияющего на формирование человека как достойного члена общества;

создание устойчивой системы профессиональной ориентации;

дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди молодежи, поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений.

Механизмы реализации:

разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;

начальная профессиональная подготовка и специализация учащейся молодежи и выпускников, формирование целостной инфраструктуры по обеспечению временной и вторичной занятости молодежи, постоянному трудоустройству, развитие поддержки молодежного предпринимательства и самозанятости, создание условий для молодежных инноваций, международных обменов, поддержка талантливой молодежи;

внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций;

развитие гражданственности и патриотизма.

3.6. Жилищная политика

Цель жилищной политики - обеспечение доступности улучшения жилищных условий для более широких групп населения.

Основные направления:

переход к активной инвестиционной политике в целях развертывания жилищного строительства с ярко выраженной социальной ориентацией;

сокращение очереди на муниципальное жилье;

создание цивилизованного рынка жилья и иной недвижимости в жилищной сфере с привлечением частного капитала;

переход от преимущественно бюджетного финансирования строительства жилья к широкому привлечению внебюджетных форм инвестирования при активной государственной поддержке граждан и юридических лиц;

активизация и постоянное увеличение доли частного жилищного строительства, прежде всего индивидуального.

Механизмы реализации:

переход на новый тип улучшения жилищных условий с использованием государственных безвозмездных субсидий, собственных средств граждан и ипотечных банковских кредитов;

снижение стоимости жилья;

стимулирование спроса на жилье по доступным ценам с использованием нового финансово-кредитного механизма;

мониторинг дестабилизирующих факторов в регионе с оценкой всевозможных рисков, необходимых для привлечения финансового капитала;

внедрение новых эффективных технологий, выпуск конкурентоспособных строительных материалов и конструкций, позволяющих создавать товар с высокими потребительскими качествами и приемлемой ценой;

перепрофилирование традиционной домостроительной промышленности, модернизация производства;

реконструкция и капитальный ремонт жилых домов, преимущественно первых массовых серий, с модернизацией зданий и получением дополнительной жилой площади.

3.7. Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Цель политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства - совершенствование эффективности жилищно-коммунального хозяйства на базе коренного реформирования систем управления, обслуживания и финансирования.

Основные направления:

проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства с последовательным совершенствованием системы оплаты жилья, снижением издержек и тарифов при поддержании стандартов качества услуг через ресурсы сбережения;

демонополизация отрасли и развитие конкуренции при предоставлении услуг по управлению и содержанию жилищного фонда;

смягчение процесса перехода к безубыточному функционированию жилищно-коммунального хозяйства;

совершенствование системы социальной защиты при оплате услуг.

Механизмы реализации:

обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

совершенствование адресной защиты малообеспеченных граждан, упорядочение системы предоставления жилищных субсидий;

совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

переход на договорные отношения, предоставление потребителям возможности влияния на объем и качество потребляемых услуг, развитие конкурентной среды;

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, включая дифференциацию оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств;

переход к обязательной установке в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов, в первую очередь во вновь построенных и реконструированных домах;

внедрение механизма обязательного страхования жилья;

организация товариществ собственников жилья как преобладающей формы управления многоквартирными жилыми домами.

3.8. Политика в сфере социальной защиты населения

Цель политики в сфере социальной защиты населения - создание условий для реализации социальных гарантий человеку.

Основные направления:

сохранение и развитие действующей на территории Ленинградской области системы социальной защиты социально уязвимых слоев населения;

развитие системы социальной адресной помощи;

сокращение масштабов бедности и предотвращение снижения реальных доходов;

развитие государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;

переориентация социальной политики на семью с обеспечением социальных гарантий женщинам, детям и молодежи с развитием и внедрением новых форм и методов работы по социальному обслуживанию этих категорий граждан.

Механизмы реализации:

организация подготовки профессиональных кадров для социальной сферы;

расширение масштабов реабилитации инвалидов и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность инвалидов;

использование труда инвалидов для выполнения муниципальных социальных заказов;

обеспечение предоставления предусмотренных действующим законодательством льгот и услуг инвалидам, ветеранам войны и труда и приравненным к ним за заслуги перед Отечеством категориям;

обеспечение компенсационных выплат гражданам, которым по вине государства нанесен моральный, материальный или физический ущерб;

расширение сферы деятельности социальной защиты населения: социальная адаптация и профориентация подростков, благотворительные фонды для одаренных детей; развитие коммерциализации и благотворительности;

организация системы предоставления комплекса социально-бытовых услуг на дифференцированных условиях оплаты;

развитие службы социальной защиты населения в волостях;

Обеспечение реализации программ по строительству и ремонту домов-интернатов для инвалидов и престарелых;

развитие подсобных сельских хозяйств при домах-интернатах.

3.9. Миграционная политика

Цель миграционной политики - регулирование и учет миграционных потоков с обеспечением наибольшего эффекта для экономики области.

Основные направления:

гибкий, дифференцированный подход к различным категориям мигрантов;

оказание помощи вынужденным переселенцам в обустройстве и трудоустройстве на территории Ленинградской области.

Механизмы реализации:

организация рабочих мест для вынужденных переселенцев, создание компактных поселений вынужденных переселенцев;

введение квотирования и создание эффективной системы привлечения иностранной рабочей силы;

ужесточение контроля за привлечением нелегальной иностранной рабочей силы.

3.10. Политика Правительства Ленинградской области в отношении

муниципальных образований

Цель политики Правительства Ленинградской области в отношении муниципальных образований - улучшение качества жизни населения в результате завершения реформы местного самоуправления и повышения его эффективности.

Основным направлением является формирование справедливых, прозрачных межбюджетных отношений на основе экономически обоснованных нормативных актов.

Механизмы реализации:

завершение процесса наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и передачи для их осуществления необходимых материальных и финансовых средств;

повышение эффективности работы органов местного самоуправления путем разработки комплексной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для муниципальных образований.

Вернуться назад

Hosted by uCoz