Статья опубликована в журнале: “Ленинградская область: Экономика и инвестици” № 2 (8) 2001

А.Сергейчук

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗУЕМ СООБЩА

Одним из важнейших инструментов реализации структурной политики государства, решения общегосударственных проблем региона являются федеральные программы. Это осознается и органами федерального управления, о чем свидетельствует то, что доля программно-целевых расходов составляет 5 процентов федерального бюджета. Использование программно-целевых методов управления обеспечивает комплексное и эффективное решение сложных проблем социально-экономического развития.

Однако федеральный характер этих программ не означает, что субъекты Федерации, да и муниципальные образования, могут оставаться равнодушными при их разработке и реализации. За счет близости к людям именно взгляд с их уровня власти позволяет рассчитывать на то, что какие-то вопросы не останутся незамеченными. Но для того, чтобы это было действительно так, они должны четко осознавать свою роль в разработке и реализации федеральных программ, уметь донести свое мнение до разработчиков и заказчиков этих программ. А это требует правильной организации работы.

У Ленинградской области в последнее время складывается положительный опыт в этих вопросах. Постоянно увеличивается число федеральных программ, в которые включаются областные объекты и мероприятия. Если в 1997 году таких было 23, в 1998 - 26, в 1999 - 38, в 2000 - 43, а на 2001 заявлено уже 60. Увеличиваются и объемы финансирования областных объектов и мероприятий из федерального бюджета в составе федеральных программ. Из федерального бюджета по программам было выделено средств в 1997 году – 190,4 млн. рублей, в 1998 – 445,1 млн. рублей, в 1999 – 1366,8 млн. рублей, в 2000 – 1722,6 млн. рублей, а на 2001 заявлены объекты и мероприятия на сумму – 3155,2 млн. рублей. Доля инвестиций в экономику области по федеральным программам в 2000 году составила около 10% процентов к объему всех инвестиций в основной капитал.

Эти показатели достигнуты во многом и благодаря действующей процедуре подготовки областных заявок на участие в федеральных программах, тщательной их экспертизе, постоянному контролю за ходом их рассмотрения федеральными министерствами и ведомствами. Немаловажную роль играет активное привлечение к работе с федеральными программами органов местного самоуправления и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

На самых ранних этапах подготовки заявок в федеральные программы Губернатор, другие руководители области проводят встречи с депутатами, изъявившими желание курировать решение вопросов социально-экономического развития области. И речь идет не о демонстрации согласия, а о реальной работе. Депутатам одновременно с Губернатором направляются сведения о ходе выполнения федеральных программ, о поданных заявках и встречающихся проблемах. По их запросам дается развернутая информация об отдельных объектах и мероприятиях программ. Благодаря участию депутатов Белякова А.С, Ботки, Шиманова, Невзорова А.Г., Томчина Г.А. были существенно увеличены планы финансирования областных объектов по программам “Обеспечение населения России питьевой водой”, “Возрождение торгового флота”, “Развитие образования” на сумму около 80 млн. рублей.

К сожалению, недостаточно отлаженной остается связь с муниципальными образованиями. Информация о многих объектах, относимых ими к числу федеральных проблем, поступает в правительство с опозданием. Профильные подразделения не всегда обосновывают и объясняют работникам органов местной власти требования, предъявляемые к федеральным программам.

Только что подготовленное распоряжение Губернатора от 23 февраля 2001 года № 76-рг обращает особое внимание руководителей структурных подразделений правительства, глав администраций на необходимость активного участия местных властей в процессе подготовки федеральных программ. Та же задача решается в проекте подготовленного распоряжения о порядке работы структурных подразделений правительства с федеральными программами.

Вместе с тем, в этом же проекте предусматривается распространение оправдывающих себя методов работы с федеральными программами на непрограммную часть расходов федерального бюджета.

Незамедлительное решение этих задач позволит привлечь к областным проблемам заслуженное внимание федерального правительства и средства, позволяющие в большей степени реализовать тот уникальный геополитический, природно-климатический и историко-культурный потенциал, которым отличается наш регион.

Hosted by uCoz