Статья опубликована в сборнике: Современное социальное и экономическое развитие стран СНГ на рубеже XXI века (проблемы и перспективы). Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому экономическому форуму 2001 года. СПб.:, 2001

УДК 338.26(470.25)

Правительство Ленинградской области,

А.В.Сергейчук

Недостатки правового регулирования процесса стратегического планирования

Вопросы стратегического планирования выходят на одно из первых мест в государственном управлении. Нет региона и муниципального образования, где бы не проводилась разработка концепций, стратегических планов, программ социально-экономического развития. Такую тенденцию можно лишь приветствовать. Эффективно двигаться можно, лишь видя перспективу. Но необходимо, чтобы стратегическое планирование способствовало решению актуальных проблем территорий, а не вело к созданию новых.

На сегодня сама разработка документов стратегического характера для многих органов управления уже является одной из основных проблем, поскольку зачастую не подкрепляется дополнительными финансовыми, организационными и иными ресурсами и не предусматривает сокращения ранее выполняемых функций. Это вынуждает в условиях прежней организации решать принципиально новые вопросы. И отсутствие необходимых средств закономерно приводит к формальному решению проблем, превращая стратегические документы в отчет о проделанной работе, который после утверждения оказывается невостребованным и забытым.

Одной из причин тому является сохраняющееся преобладание спонтанности при принятии решений о разработке стратегических документов и отсутствие стабильной системы стратегического планирования. Концепции, программы, стратегические планы разрабатываются на несопоставимые промежутки времени, образуя временные разрывы между планируемыми периодами и используя различные, порой несовместимые методологические подходы.

Представляется маловероятным достижение положительного результата в этом процессе при отсутствии жестких правовых норм, регламентирующих сроки и формы стратегического планирования. Хорошо, когда руководитель территории осознает ценность и необходимость перспективного мышления, что позволяет создавать стратегические планы сегодня. Но плохо, что завтра этот процесс может быть прерван очередными перевыборами, и начатая работа, не принеся эффекта, останется лишь в виде затраченных на нее средств.

Сегодня правовой регламентации во всех регионах по-разному подвергаются лишь отдельные элементы стратегического планирования. Федеральный уровень законодательства не только не дает положительного посыла или примера для регионов, но не обеспечивает полной ясности даже для собственно федерального уровня.

Допустимо опасение, что дополнительное нормирование этой сферы повредит начавшемуся переходу от “закрытого” типа планирования, осуществлявшемуся узкой группой руководителей и специалистов, к “открытому”, основанному на свободном и активном творчестве общественности. Но речь должна идти не о том, чтобы регламентировать свободу творчества, а о правилах стимулирования, учета и контроля за реализацией его результатов.

С этих позиций целесообразной представляется переработка действующего Федерального закона “О прогнозировании, концепции и программах социально-экономического развития Российской Федерации” в закон о стратегическом планировании, уточняющий взаимосвязь описываемых прогнозов, концепций и программ между собой, а также с бюджетным процессом и избирательной системой, сроки разработки этих документов на долгосрочную и среднесрочную перспективу и устанавливающий аналогичные (более подробные чем в Бюджетном кодексе Российской Федерации) рамки для регионального стратегического планирования.

Hosted by uCoz