А.Сергейчук

Региональные целевые программы – путь к повышению открытости и эффективности бюджетных расходов

Региональные целевые программы по законодательству Ленинградской области – это определенный соответствующими органами власти, комплекс обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных социально-экономических задач, имеющих общеобластное значение.

Целевые программы определяют “что?” “как?”, “кем?”, а главное – “для чего?” должно делаться в процессе реализации государственной социально-экономической политики. Программно-целевая форма решения любых задач обеспечивает большую глубину анализа проблем, четкость в понимании и формулировке целей, выбор приоритетных и ключевых направлений работы, предотвращение беспорядочных или противоречивых действий, возможность поэтапного контроля достигаемых результатов. Наличие целевой программы позволяет не только решать конкретные проблемы, но при этом представлять общественности доказательства значимости этих проблем и правильности их решения.

В Ленинградской области число, масштаб и гарантированность выполнения региональных целевых программ в последнее время существенно возросли. Так уже по итогам 2000 года было профинансировано 35 программ на сумму 309,3 млн. рублей, что составило 100,4 процента от первоначально запланированного. Для сравнения, в 1999 году была профинансирована 31 программа из 34 предусмотренных бюджетом на сумму 162,2 млн. рублей или 63,6 процента от плана. Более чем 100-процентное финансирование из областного бюджета осуществлялось по 8 программам. В первую очередь это – программы здравоохранения, социальной защиты, культуры и государственного управления, еще 16 программ были профинансированы в соответствии с планом. Финансирование остальных, хотя и оказалось ниже запланированного, но в основном превышало 90-процентную отметку.

В областном бюджете на 2001 год предусмотрено к финансированию 39 программ на сумму 1433,3 млн. рублей. Увеличение программных расходов в 4,5 раза и соответственно их доли в расходной части областного бюджета с до 22,6 процентов может рассматриваться как существенное достижение.

Однако тенденция “разрастания” программных расходов нередко подвергается критике. В научно-методическом плане, например, рекомендуется устанавливать ограничения по числу программ, реализуемых в регионе. На федеральном уровне при ежегодном формировании бюджета, также, разворачиваются атаки на чрезмерное количество программ и величину программных расходов. Это мотивируется тем, что многие программы являются надуманными, предусматриваемые ими цели не выражают реальных приоритетов социально-экономического развития и оборачиваются лишь бюджетными потерями.

Но, к слову сказать, программно-целевой блок и без того составляет лишь 5% федерального бюджета. То есть, даже полное прекращение всех целевых программ не обеспечит сколько-нибудь заметной экономии бюджетных средств. При этом на практике сокращение числа программ, в основном, происходит за счет их укрупнения, и все споры о целевых программах сводятся к обсуждению их заголовков. А самое важное, что, говоря о сокращении величины программных расходов, никто не говорит о сокращении расходов вообще. Очень часто сокращаются расходы, расписываемые в программах, но направления расходов сохраняются. Только в дальнейшем они осуществляются уже без должного определения цели, без анализа и обоснования сути решаемых проблем.

В связи с этим в Ленинградской области, напротив, как сказано выше, активно развивается иной подход к формированию бюджетных расходов. Его идеология направлена на реальное осуществление принципов адресности, открытости, целесообразности и эффективности бюджетной политики, основу чему должны составлять именно региональные целевые программы.

Такой подход знаменует постепенную переориентацию власти с проблемного управления на целевое. Отечественной государственной политике свойственно запаздывание с принятием решений, вынуждающее бороться с последствиями того, что можно было предотвратить; не направлять, а исправлять уже совершившееся. Именно целевые программы являются инструментом, с помощью которого на основе комплексного анализа становится возможным предсказать развитие ситуации, выявить угрозы и предупредить их исполнение.

Но для того, чтобы сказанное не было только “красивыми словами”, при формировании программ необходимы систематическая и кропотливая работа по комплексному анализу проблем, выявлению приоритетов социально-экономического развития, постановке и оценке целей, выработке и выбору оптимальных путей их достижения, точное исполнение поставленных задач и контроль по достигнутым результатам. Чтобы обеспечить выполнение данной работы, необходимы соответствующие правовые нормы, регламентирующие и гарантирующие соблюдение отмеченных требований.

И в этом направлении Ленинградская область достигла существенных результатов. Еще в 1996 году Правительством был установлен, а в 1997 году уточнен “Порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области” (Постановление Губернатора от 22.12.97 № 516-пг). Этим порядком были разграничены функции различных уровней исполнительной власти в процессе работы с региональными целевыми программами. В 1999 году Законодательным собранием был принят Областной закон “О региональных целевых программах Ленинградской области”. В данном законе были разграничены сферы ведения законодательной и исполнительной ветвей власти, определена обязательность характеристики целевых программ через их эффективность, уточнены вопросы финансирования и участия в программах органов местного самоуправления и иных негосударственных организаций.

Кроме того, было принято значительное число нормативно-правовых актов, направленных на решение частных вопросов программно-целевого управления.

В настоящее время Законодательным собранием приняты подготовленные Правительством изменения к названному закону, предусматривающие повышение правового статуса программ. В соответствии с этими изменениями региональные целевые программы будут утверждаться законодательно. В данном случае были учтены нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Также в соответствии с Бюджетным кодексом существенно расширен экономический смысл программ. Все капитальные расходы и другие расходы областного бюджета, не связанные с обслуживанием и погашением государственного долга, финансовой помощью местным бюджетам, а также с обеспечением деятельности Законодательного собрания, Правительства, бюджетных учреждений Ленинградской области, должны осуществляться лишь после их обоснования и экспертизы в составе региональных целевых программ.

В случае, если депутаты Законодательного собрания поддержат предложения Правительства, можно будет с уверенностью ожидать дальнейшего усиления стабильности и целенаправленности государственной политики.

Сказанное не означает, что целевые программы являются “панацеей от всех бед”, или, что государственное управление в Ленинградской области достигло совершенства. Много вопросов и обоснованной критики заслуживают цели и содержание действующих сегодня программ. Представляя обществу очередную целевую программу, власть осознанно идет на риск быть уличенной в принятии не лучшего решения. Так и на федеральном уровне, где программы хотя и составляет ничтожную долю расходов, но подвергаются обсуждению и осуждению в первую очередь.

Однако разработка, утверждение, публикация программ положительны тем, что открывают возможность не только критиковать ошибки и недостатки государственного управления, но открыто и совместно анализировать их и искать пути устранения. И только такая форма взаимоотношений государства и общества является результативной в условиях демократии.

 

Hosted by uCoz