А.Сергейчук
Региональные целевые программы – путь к повышению открытости и эффективности бюджетных расходов
Региональные целевые программы по законодательству Ленинградской области – это определенный соответствующими органами власти, комплекс обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных социально-экономических задач, имеющих общеобластное значение.
Целевые программы определяют “что?” “как?”, “кем?”, а главное – “для чего?” должно делаться в процессе реализации государственной социально-экономической политики. Программно-целевая форма решения любых задач обеспечивает большую глубину анализа проблем, четкость в понимании и формулировке целей, выбор приоритетных и ключевых направлений работы
, предотвращение беспорядочных или противоречивых действий, возможность поэтапного контроля достигаемых результатов. Наличие целевой программы позволяет не только решать конкретные проблемы, но при этом представлять общественности доказательства значимости этих проблем и правильности их решения.В Ленинградской области число, масштаб и гарантированность выполнения региональных целевых программ в последнее время существенно возросли. Так уже по итогам 2000 года было профинансировано 35 программ на сумму 309,3 млн. рублей, что составило 100,4 процента от первоначально запланированного. Для сравнения, в 1999 году была профинансирована 31 программа из 34 предусмотренных бюджетом на сумму 162,2 млн. рублей или 63,6 процента от плана. Более чем 100-процентное финансирование из областного бюджета осуществлялось по 8 программам. В первую очередь это – программы здравоохранения, социальной защиты, культуры и государственного управления, еще 16 программ были профинансированы в соответствии с планом. Финансирование остальных, хотя и оказалось ниже запланированного, но в основном превышало 90-процентную отметку.
В областном бюджете на 2001 год предусмотрено к финансированию 39 программ на сумму
1433,3 млн. рублей. Увеличение программных расходов в 4,5 раза и соответственно их доли в расходной части областного бюджета с до 22,6 процентов может рассматриваться как существенное достижение.Однако тенденция “разрастания” программных расходов нередко подвергается критике. В научно-методическом плане, например, рекомендуется устанавливать ограничения по числу программ, реализуемых в регионе. На федеральном уровне при ежегодном формировании бюджета, также, разворачиваются атаки на чрезмерное количество программ и величину программных расходов. Это мотивируется тем, что многие программы являются надуманными, предусматриваемые ими цели не выражают реальных приоритетов социально-экономического развития и оборачиваются лишь бюджетными потерями.
Но, к слову сказать, программно-целевой блок и без того составляет лишь 5% федерального бюджета. То есть, даже полное прекращение всех целевых программ не обеспечит сколько-нибудь заметной экономии бюджетных средств. При этом на практике сокращение числа программ, в основном, происходит за счет их укрупнения, и все споры о целевых программах сводятся к обсуждению их заголовков. А самое важное, что, говоря о сокращении величины программных расходов, никто не говорит о сокращении расходов вообще. Очень часто сокращаются расходы, расписываемые в программах, но направления расходов сохраняются. Только в дальнейшем они осуществляются уже без должного определения цели, без анализа и обоснования сути решаемых проблем.
В связи с этим в Ленинградской области, напротив, как сказано выше, активно развивается иной подход к формированию бюджетных расходов. Его идеология направлена на реальное осуществление принципов адресности, открытости, целесообразности и эффективности бюджетной политики, основу чему должны составлять именно региональные целевые программы.
Такой подход знаменует постепенную переориентацию власти с проблемного управления на целевое. Отечественной государственной политике свойственно запаздывание с принятием решений, вынуждающее бороться с последствиями того, что можно было предотвратить; не направлять, а исправлять уже совершившееся. Именно целевые программы являются инструментом, с помощью которого на основе комплексного анализа становится возможным предсказать развитие ситуации, выявить угрозы и предупредить их исполнение.
Но для того, чтобы сказанное не было только “красивыми словами”, при формировании программ необходимы систематическая и кропотливая работа по комплексному анализу проблем, выявлению приоритетов социально-экономического развития, постановке и оценке целей, выработке и выбору оптимальных путей их достижения, точное исполнение поставленных задач и контроль по достигнутым результатам. Чтобы обеспечить выполнение данной работы, необходимы соответствующие правовые нормы, регламентирующие и гарантирующие соблюдение отмеченных требований.
И в этом направлении Ленинградская область достигла существенных результатов. Еще в 1996 году Правительством был установлен, а в 1997 году уточнен “Порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области” (Постановление Губернатора от 22.12.97 № 516-пг). Этим порядком были разграничены функции различных уровней исполнительной власти в процессе работы с региональными целевыми программами. В 1999 году Законодательным собранием был принят Областной закон “О региональных целевых программах Ленинградской области”. В данном законе были разграничены сферы ведения законодательной и исполнительной ветвей власти, определена обязательность характеристики целевых программ через их эффективность, уточнены вопросы финансирования и участия в программах органов местного самоуправления и иных негосударственных организаций.
Кроме того, было принято значительное число нормативно-правовых актов, направленных на решение частных вопросов программно-целевого управления.
В настоящее время Законодательным собранием приняты подготовленные Правительством изменения к названному закону, предусматривающие повышение правового статуса программ. В соответствии с этими
изменениями региональные целевые программы будут утверждаться законодательно. В данном случае были учтены нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.Также в соответствии с Бюджетным кодексом существенно расширен экономический смысл программ. Все капитальные расходы и другие расходы областного бюджета, не связанные с обслуживанием и погашением государственного долга, финансовой помощью местным бюджетам, а также с обеспечением деятельности Законодательного собрания, Правительства, бюджетных учреждений Ленинградской области, должны осуществляться лишь после их обоснования и экспертизы в составе региональных целевых программ.
В случае, если депутаты Законодательного собрания поддержат предложения Правительства, можно будет с уверенностью ожидать дальнейшего усиления стабильности и целенаправленности государственной политики.
Сказанное не означает, что целевые программы являются “панацеей от всех бед”, или, что государственное управление в Ленинградской области достигло совершенства. Много вопросов и обоснованной критики заслуживают цели и содержание действующих сегодня программ. Представляя обществу очередную целевую программу, власть осознанно идет на риск быть уличенной в принятии не лучшего решения. Так и на федеральном уровне, где программы хотя и составляет ничтожную долю расходов, но подвергаются обсуждению и осуждению в первую очередь.
Однако разработка, утверждение, публикация программ положительны тем, что открывают возможность не только критиковать ошибки и недостатки государственного управления, но открыто и совместно анализировать их и искать пути устранения. И только такая форма взаимоотношений государства и общества является результативной в условиях демократии.