А.Сергейчук

Стратегическое планирование требует стратегического подхода

Подводятся итоги за 2002 год. Стабильное поступательное развитие Ленинградской области заслуживает высокой оценки. Но важно не перечисление успехов и достижений, а анализ и совершенствование управленческих действий обеспечивающих это развитие.

В ряду многих мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, по решению социальных и экономических задач, не последнее место занимает система действий, формирующих собственно государственную региональную политику. Политику последовательную и планомерную. Ключевыми элементами этой системы являются методы стратегического планирования и программно-целевого управления.

Стратегическое планирование избавляет от противоречивых, лишних или дублирующих действий и расходов того, кто определяет желаемый результат и достигает его наилучшим путем. Стратегический подход позволяет не только предотвратить собственные бесполезные потери, но предупредить своих партнеров о планируемых решениях и получить их содействие. Поэтому значение стратегического планирования возрастает с увеличением масштаба стоящих задач.

Излагая свою стратегию, орган управления предоставляет всем возможность соотнести свои интересы с общественными, удостовериться в обоснованности и целесообразности избранных целей и методов их достижения. В этом смысле, территориальное стратегическое планирование выполняет важнейшую социально-политическую функцию, способствуя развитию социальной интеграции, выстраиванию социальных и экономических связей между всеми жителями и хозяйствующими субъектами территории.

Стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом обнародования государственной политики, понимания частных государственных инициатив, без которого те видятся разрозненными и лишенными смысла. Стратегическое планирование, таким образом, может рассматриваться как основа разумного демократического управления. На “разумном” следует сделать ударение. Нелепым было бы демократическое голосование больных при выборе для каждого из них метода лечения, если они не компетентны в медицине, не знают диагноза и характера воздействия применяемых лекарственных средств. Так и избирательная система будет неэффективной, если избиратели не ознакомлены с имеющимся положением, с программой действия каждого из претендентов и с экспертными заключениями о последствиях этих действий. В связи с этим, стратегическое планирование на государственном уровне должно рассматриваться не только с хозяйственной, но, в первую очередь с социально-политической точки зрения. Наличие стратегических планов – это важнейшее условие обеспечения реальной прозрачности государственной политики.

Ленинградская область оказалась в числе первых регионов, обративших внимание на возможности стратегического планирования и программно-целевого управления при формировании государственной политики, при планировании бюджетных расходов, при решении социально-экономических проблем. Это позволило сформировать достаточно широкую нормативно-правовую базу, накопить богатый опыт разработки и реализации региональных целевых программ по различным направлениям деятельности, распространить идею о возможности повышения эффективности государственной деятельности на принципах открытости, адресности и стабильности, обеспечиваемых программно-целевым подходом к управлению. Эти результаты встречают постоянное внимание и заинтересованность при встречах со специалистами других регионов и подтверждаются положительными тенденциями социально-экономического развития. Уверенность в завтрашнем дне основана на стратегическом подходе к управлению регионом.

Ленинградская область одной из первых в 1998 году приняла Концепцию социально-экономического и градостроительного развития, где сформулированы основные стратегические цели и задачи до 2005 года, принципиальные вопросы развития практически всех отраслей хозяйственной и социальной сферы, стратегические задачи регионального, пространственного и бюджетного планирования. В 2000 году на основе Концепции была принята Комплексная программа социально-экономического развития Ленинградской области, в которой стратегические задачи нашли конкретное выражение. По распоряжению Губернатора Ленинградской области и в соответствии с проектом СЕМАТ ведется разработка стратегического плана развития Ленинградской области на период до 2010 года.

Важным фактом является то, что данная работа осуществляется институтами власти не изолировано от населения. Завершен серьезный этап работы по формированию стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований. Были уточнены проблемы, с которыми сталкиваются жители Ленинградской области.

Руководство области продолжает расширять круг участников процесса стратегического планирования, в том числе путем привлечения заинтересованных иностранных партнеров. Начата 4-х летняя партнерская программа сотрудничества между Великобританией и Ленинградской областью. В числе приоритетных направлений сотрудничества - стратегическое планирование и совершенствование государственного управления в контексте политики по снижению бедности и повышению эффективности социальных расходов.

Практическим выражением стратегических целей и ориентиров Ленинградской области являются региональные целевые программы. Они выстраивают связь бюджетных расходов с целями, с конечными результатами. Программно-целевой подход – это особая философия управления, основанная на целеустремленности, обеспеченной гибкостью, мобильностью, готовностью к созданию целевых управленческих структур, их трансформации или ликвидации по достижению целей.

Целевые программы определяют “что?” “как?”, “кем?”, а главное – “для чего?” должно делаться в процессе реализации государственной социально-экономической политики. Программно-целевая форма решения любых задач обеспечивает большую глубину анализа проблем, четкость в понимании и формулировке целей, в выборе приоритетных и ключевых направлений работы, предотвращение беспорядочных или противоречивых действий, возможность поэтапного контроля достигаемых результатов. Наличие целевой программы позволяет не только решать конкретные проблемы, но при этом представлять общественности доказательства значимости этих проблем и правильности их решения.

Целевые программы не являются “панацеей от всех бед”. Много вопросов и обоснованной критики заслуживают цели и содержание действующих сегодня программ. Представляя обществу очередную целевую программу, власть осознанно идет на риск быть уличенной в принятии не лучшего решения, как и на федеральном уровне, где программы хотя и составляют ничтожную долю расходов, но подвергаются обсуждению и осуждению в первую очередь. Однако разработка, утверждение, публикация программ положительны тем, что открывают возможность не только критиковать ошибки и недостатки государственного управления, но открыто и совместно анализировать их и искать пути устранения. И только такая форма взаимоотношений государства и общества является результативной в условиях демократии.

Ленинградская область уже накопила существенный опыт управления региональными целевыми программами в новых рыночных условиях хозяйствования. Выражением этого опыта стали документы, регламентирующие содержание и процедуру разработки, принятия и реализации региональных целевых программ. Это, в частности, постановление Губернатора “О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области” и Областной закон “О региональных целевых программах Ленинградской области”. Кроме того, в сфере программно-целевого управления в области действует еще ряд нормативных актов Правительства и Губернатора области, направленных на решение частных задач, связанных с разработкой конкретных программ либо уточняющих порядок проведения отдельных стадий работы со всеми программами. Положительный опыт работы с региональными целевыми программами существенно облегчает взаимодействие с федеральными органами власти при формировании федеральных целевых программ.

В настоящее время с привлечением международных экспертов разрабатывается проект областного закона “О стратегическом планировании в Ленинградской области”, где должны найти уточнение правовые отношения стратегического планирования и программно-целевого управления. Только после определения правового статуса стратегического планирования появятся гарантии, что практика стратегического планирования будет непрерывной; что стратегические документы будут систематическими, своевременно обновляемыми, а главное – практически востребованными. Только в этом случае работа по созданию стратегического плана будет обеспечивать его последующую реализацию.

Hosted by uCoz