А.В.Сергейчук

Стратегическое планирование надо развивать вместе

В настоящее время подведены итоги социально-экономического развития Ленинградской области за 2002 год. Стабильное поступательное развитие региона заслуживает самой высокой оценки. Но сегодня особенно важно выявить и развить механизмы управления, обеспечивающие успехи области. И в ряду многих мер, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат, социальную ориентированность бюджетных расходов, не последнее место занимает система действий, формирующих последовательную и планомерную государственную политику региона. Сегодня очевидно, что Ленинградская область относится к числу регионов, ясно осознающих свою стратегию развития и свое место в российской и мировой экономике.

В числе очень многих условий такого положения можно рассматривать методы стратегического планирования и программно-целевого управления, применяемые в Ленинградской области при реализации государственных задач.

Стратегическое планирование избавляет от противоречивых, лишних или дублирующих действий и расходов того, кто определяет желаемый результат и идет к нему кратчайшим путем. Стратегический подход позволяет не только предотвратить собственные бесполезные потери, но предупредить своих партнеров о планируемых решениях и получить их содействие. Поэтому значение стратегического планирования возрастает с увеличением масштаба управления. Излагая свою стратегию, способствуя формированию стратегии развития всего региона, государственная власть предоставляет всем возможность соотнести и согласовать государственные, общественные и коммерческие интересы, удостовериться в обоснованности и целесообразности избранных целей и методов их достижения. В этом смысле, территориальное стратегическое планирование выполняет важнейшую социально-политическую функцию, способствуя развитию социальной интеграции, выстраиванию социальных и экономических связей между всеми жителями и предприятиями не только данного, но и соседних регионов.

Сегодня во многих научных высказываниях звучит идея о том, что стратегическое планирование не должно иметь административно-территориальных ограничений, не должно сводиться к собственно государственному планированию. “Региональная стратегия не должна опускаться до уровня планов государственного аппарата”. Это совершенно справедливо, но ни в коем случае не должно означать, что государственная власть должна вовсе уклоняться от формирования региональной стратегии развития. И в Ленинградской области реализуется подход, в соответствии с которым государство выступает инициатором и организатором стратегического планирования, готовым учитывать все интересы, все точки зрения.

Недопустимо целенаправленно противопоставлять “гражданское общество” “чиновнику”, который якобы подчиняет благие общественные помыслы своему корыстному интересу. Чиновник – неотъемлемая часть общества, и именно ему общество вверяет большую часть забот по организации общественной жизни. И, увы, нерадивость и некомпетентность присущи не только чиновнику. А значительное число государственных служащих искренне и всей душой служат своему народу.

В этом свете стратегическое планирование должно являться важнейшим инструментом обнародования государственной политики, понимания частных государственных дел. Стратегическое планирование может рассматриваться как основа разумного демократического управления. Ведь любая избирательная система будет неэффективной, если избиратели не ознакомлены с имеющимся положением, с программой действия каждого из претендентов на власть и с экспертными заключениями о последствиях предлагаемых ими действий.

Поэтому стратегическое планирование на государственном уровне должно рассматриваться не только с хозяйственной, но, в первую очередь с социально-политической точки зрения. Наличие стратегических планов – это важнейшее условие обеспечения реальной прозрачности государственной политики.

Ленинградская область оказалась в числе первых регионов, обративших внимание на возможности стратегического планирования и программно-целевого управления при формировании государственной политики, при планировании бюджетных расходов, при решении социально-экономических проблем.

Ленинградская область одной из первых в 1998 году приняла Концепцию социально-экономического и градостроительного развития, где сформулированы основные стратегические цели и задачи до 2005 года, принципиальные вопросы развития практически всех отраслей хозяйственной и социальной сферы, стратегические задачи регионального, пространственного и бюджетного планирования. Это способствовало созданию наиболее благоприятных и привлекательных условий для развития всех форм бизнеса, послужило стимулом экономической активности жителей, рациональному рачительному использование государственных ресурсов.

В 2000 году на основе Концепции была принята Комплексная программа социально-экономического развития Ленинградской области, в которой стратегические задачи нашли конкретное практическое выражение.

Ленинградская область вместе с Московской областью победила в конкурсе на разработку стратегического плана развития на период до 2010 года в рамках международного проекта OST-EURO СЕМАТ.

Важным фактом является то, что данная работа осуществляется институтами власти не изолировано от населения. Завершен серьезный этап работы по формированию стратегических планов социально-экономического развития.

Руководство области стремиться расширить круг участников процесса стратегического планирования, в том числе путем привлечения заинтересованных иностранных партнеров. 27 марта 2002 года в Правительстве Ленинградской области состоялось подписание документа положившего начало 4-х летней партнерской программе сотрудничества между Великобританией и Ленинградской областью. В числе приоритетных направлений сотрудничества - стратегическое планирование и совершенствование государственного управления в контексте политики по снижению бедности, а также повышение эффективности социальных расходов.

Сегодня на повестке дня – разработка новой среднесрочной программы социально-экономического развития Ленинградской области.

Существенно, что результаты стратегического планирования не оказываются забытыми. Эта “болезнь”, к сожалению, свойственна стратегическим разработкам во многих регионах, когда работы над “Стратегическими планами” завершаются еще до их презентации.

В Ленинградской области, напротив, по распоряжению Губернатора осуществляется систематический мониторинг стратегических планов муниципальных образований. То есть, победители определяются не только по умению “фантазировать” в части описания своих стратегических перспектив, но и в умении реализовать свои замыслы.

Крайне важным является то, что стратегическое планирование в Ленинградской области тесно связано с программно-целевым управлением. Региональные целевые программы, выступающие основой формирования областного бюджета, в то же время являются элементами концепции и программы социально-экономического развития. Целевые программы определяют “что?” “как?”, “кем?”, а главное – “для чего?” должно делаться в процессе реализации государственной социально-экономической политики. Программно-целевая форма решения любых задач обеспечивает большую глубину анализа проблем, четкость в понимании и формулировке целей, выбор приоритетных и ключевых направлений работы, предотвращение беспорядочных или противоречивых действий, возможность поэтапного контроля достигаемых результатов. Наличие целевой программы позволяет не только решать конкретные проблемы, но при этом представлять общественности доказательства значимости этих проблем и правильности их решения. Такой подход служит финансовому обеспечению стратегических задач.

В области разработана широкая нормативно-правовая база по программно-целевому управлению. Накоплен богатый практический опыт разработки и реализации региональных целевых программ по различным направлениям деятельности. Распространилась идея о возможности повышения эффективности государственной деятельности на принципах открытости, адресности и стабильности, обеспечиваемых целевыми программами. Эти результаты встречают постоянное внимание и заинтересованность при встречах со специалистами других регионов и подтверждаются положительными тенденциями социально-экономического развития.

Но сказанное не означает, что целевые программы являются “панацеей от всех бед”, или, что государственное управление в Ленинградской области достигло совершенства.

Много вопросов и обоснованной критики заслуживают цели и содержание действующих сегодня программ. Представляя обществу очередную целевую программу, власть осознанно идет на риск быть уличенной в принятии не лучшего решения, как и на федеральном уровне, где программы хотя и составляют ничтожную долю расходов, но подвергаются обсуждению и осуждению в первую очередь. Однако разработка, утверждение, публикация программ положительны тем, что открывают возможность не только критиковать ошибки и недостатки государственного управления, но открыто и совместно анализировать их и искать пути устранения. И только такая форма взаимоотношений государства и общества является результативной в условиях демократии.

Но кроме того, само стратегическое планирование, его непрерывность, преемственность и реалистичность до настоящего времени гарантируются лишь доброй волей руководства области. Как ни удивительно, но при общероссийском стремлении к “заорганизованности” вопросы стратегического планирования на всех уровнях практически оставлены без внимания.

Есть Градостроительный кодекс, регулирующий вопросы пространственного планирования. Есть Бюджетный кодекс, определяющий нормы планирования государственных расходов. Но ни на одном уровне власти нет ни одного законодательного акта, посвященного вопросам стратегического или социально-экономического планирования в целом. Государство определяет как строить дома и заводы, как ему следует учитывать каждый расходуемый рубль, но оставляет без внимания то, как должны определяться потребности общества и экономики в этих домах, заводах и расходах.

Именно здесь кроется причина того, что стратегические планы оказываются невостребованными. К их разработке могут быть привлечены лучшие научные силы. В их обсуждение могут быть вовлечены все жители. Но при этом их никто не обязан не только реализовывать, но даже читать.

Тем более нигде не ограничено число и номенклатура этих планов, а также разного рода доктрин, стратегий, концепций и программ. Сколько и когда их следует разрабатывать, как согласовывать и увязывать друг с другом. Если бы эта работа проводилась исключительно в рамках частных инициатив, за счет частных средств, то бесконечность такого планирования являлась бы проблемой самих разработчиков. Но стратегическое планирование повсеместно осуществляется с привлечением государственных ресурсов. И оно не должно быть чрезмерным.

С другой стороны, экономия на стратегическом планировании представляет собой другую крайность, в результате которой ни власть, ни население не ориентируются в собственном будущем.

Для того, чтобы решить эти проблемы на уровне области комитетом по экономике и инвестициям Ленинградской области разработан ниже прилагаемый проект областного закона “О стратегическом планировании в Ленинградской области”. И хотя большинство его положений уже представлялось различным экспертам, значимость решаемых этим законопроектом вопросов предопределяет необходимость его самого широкого общественного обсуждения.

Вопросы и предложения по содержанию законопроекта, равно как и по организации стратегического планирования в Ленинградской области, могут адресоваться и будут обязательно рассмотрены в комитете по экономике и инвестициям (e-mail – sergeitchouk.yandex.ru).

Проект закона Ленинградской области

О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области.

Настоящий закон определяет и устанавливает основные принципы, содержание, нормы и порядок осуществления стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области и обеспечивает формирование системы стратегического планирования социально-экономического развития в Ленинградской области.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Понятия и термины, определяемые настоящим законом

1. Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области – деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и населения по формированию долгосрочной и эффективной социально-экономической политики.

Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется путем разработки и утверждения прогноза, концепции (стратегического плана), программы социально-экономического развития Ленинградской области, региональных целевых программ Ленинградской области.

Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области осуществляется путем разработки и утверждения прогноза, концепции (стратегического плана), программы социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области, целевых программ муниципального образования Ленинградской области.

2. Прогноз социально-экономического развития – документ, определяющий перспективные изменения тенденций, динамики и основных показателей социально-экономического развития области.

3. Концепция (стратегический план) социально-экономического развития – документ, определяющий основные цели, принципы, задачи государственного управления и механизмы их реализации.

4. Программа социально-экономического развития – документ, определяющий цели, состав мероприятий и исполнителей, объемы финансовых и иных ресурсов, необходимые для реализации концепции (стратегического плана) социально-экономического развития.

5. Целевая программа муниципального образования Ленинградской области - утвержденный нормативным правовым актом представительных органов местного самоуправления комплекс обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных социально-экономических задач, имеющих местное значение.

Основные принципы стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области

Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется в соответствии с принципами научной обоснованности, последовательности, преемственности и эффективности государственной политики, гласности, широкого общественного участия.

Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области согласуется с основами избирательной системы, бюджетным устройством и бюджетным процессом Ленинградской области.

Содержание стратегического планирования социально-экономического развития Ленинградской области

Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области включает анализ, прогнозирование и оценку развития социально-экономических процессов, выбор стратегических целей и формирование механизмов их достижения на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется в отраслевом и территориальном разрезах органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Общий порядок стратегического планирования.

Стратегическое планирование социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется органами исполнительной и законодательной власти Ленинградской области путем принятия нормативно-правовых актов Губернатора, Законодательного собрания и Правительства Ленинградской области.

Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области осуществляется органами местного самоуправления путем принятия нормативно-правовых актов главы администрации и представительных органов муниципального образования Ленинградской области.

Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области.

Назначение прогноза социально-экономического развития Ленинградской области

Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области составляется с целью оценки потенциала, имеющегося в демографической, геополитической, природно-климатической, культурной, финансовой, промышленной и иных сферах и используется для формирования Концепции (стратегического плана) и Программы социально-экономического развития Ленинградской области, областного и консолидированного бюджета Ленинградской области, предвыборных программ кандидатов на замещение выборных должностей, а также для оценки избирателями их деятельности на основании научно-обоснованных данных.

Состав и структура прогноза социально-экономического развития Ленинградской области

Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области содержит систему количественных и качественных показателей, характеризующих ожидаемые изменения социальной и экономической структуры, уровня научного и технического развития производства, уровня жизни, включая образование, здравоохранение, социальную и правовую защиту населения.

Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области состоит из двух частей. Первая часть включает описание всех прогнозируемых тенденций и показателей на ближайшие пять лет. Вторая часть дает укрупненный анализ лишь наиболее значимых направлений социально-экономического развития и ожидаемых изменений на последующие пять лет.

Каждая часть прогноза социально-экономического развития Ленинградской области учитывает оптимистический и пессимистический сценарий развития области; формируется по области в целом, по отраслям и территориям.

Система прогнозируемых показателей социально-экономического развития, методика, формы и порядок разработки прогнозов определяются Правительством Ленинградской области, в соответствии с требованиями федеральных и областных нормативных правовых актов.

Порядок и периодичность разработки прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области

Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области разрабатывается Правительством и утверждается Губернатором Ленинградской области за шесть месяцев до даты проведения выборов Губернатора.

Прогноз социально-экономического развития рассматривается и при необходимости корректируется Правительством ежегодно, одновременно с подведением итогов социально-экономического развития за прошедший год.

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития Ленинградской области.

Назначение концепции (стратегического плана) социально-экономического развития Ленинградской области

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития Ленинградской области формируется на основании прогноза социально-экономического развития Ленинградской области и предвыборной программы избранного Губернатора Ленинградской области с учетом общественных интересов, основных направлений и приоритетов развития Российской Федерации, потенциала области и прогнозируемых тенденций его изменения.

Концепция служит консолидации государственных, общественных и частных усилий и инициатив по развитию области и обеспечению преемственности государственной политики.

Состав и структура концепции (стратегического плана) социально-экономического развития Ленинградской области

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития Ленинградской области разрабатывается на десятилетний период и состоит из двух частей. Первая часть определяет цели и задачи на весь период. Вторая часть устанавливает цели и задачи на ближайшие пять лет.

Первая часть концепции (стратегического плана) социально-экономического развития Ленинградской области включает следующие разделы:

Оценка выводов прогноза социально-экономического развития Ленинградской области, мировых и национальных тенденций;

Основные идеи, принципы, приоритеты и целевые ориентиры социально-экономического развития и государственного управления;

Вторая часть концепции (стратегического плана) социально-экономического развития Ленинградской области включает следующие разделы:

Характеристика и анализ важнейших проблем, требующих повышенного внимания;

Система задач, приоритетов социально-экономического развития, государственного управления и механизмы их решения, исходящих из реально имеющихся ресурсов и возможностей;

Все разделы концепции (стратегического плана) социально-экономического развития Ленинградской области структурируются по области в целом, по отраслям и по территориям.

Порядок и периодичность разработки концепций (стратегических планов) социально-экономического развития Ленинградской области

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития Ленинградской области разрабатывается после проведения выборов Губернатора области и вносится избранным Губернатором на рассмотрение Законодательного Собрания не позднее 3 месяцев с момента его вступления в должность

За один месяц до внесения в Законодательное собрание проект Концепции (стратегического плана) социально-экономического развития Ленинградской области подлежит опубликованию в средствах массовой информации для широкого общественного обсуждения, и предложения, поступившие в десятидневный срок со дня опубликования, учитываются при доработке Концепции (стратегического плана).

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития Ленинградской области рассматривается Законодательным собранием в течение одного месяца со дня ее представления Губернатором.

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития Ленинградской области утверждается в форме областного закона о концепции (стратегическом плане) социально-экономического развития Ленинградской области на соответствующий период.

Программа социально-экономического развития Ленинградской области

Назначение программы социально-экономического развития Ленинградской области

Программа социально-экономического развития Ленинградской области разрабатывается на пятилетний период с учетом мероприятий, реализуемых в более продолжительные сроки, и конкретизирует положения концепции социально-экономического развития Ленинградской области.

Программа социально-экономического развития Ленинградской области устанавливает комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых эффективных путей и средств их достижения.

Программа социально-экономического развития Ленинградской области определяет значения целевых показателей; исполнителей; необходимое ресурсное обеспечение с учетом прогнозируемых тенденций социально-экономического развития на расчетный период.

Программа социально-экономического развития Ленинградской области является основой для проектирования областного бюджета, формирования региональных (областных) целевых программ, мероприятий федеральных программ, инвестиционного проектирования.

Состав и структура программы социально-экономического развития Ленинградской области

Программа социально-экономического развития Ленинградской области включает следующие разделы:

оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, результатов реализации ранее установленных целей и задач;

основные направления, цели, задачи и приоритеты социально-экономической политики и методы их реализации;

макроэкономическая политика;

структурные, институциональные преобразования по отраслям и территориям;

социальная политика;

инвестиционная политика;

меры по развитию малого предпринимательства;

меры по развитию местного самоуправления;

бюджетная политика;

перечень региональных целевых программ;

перечень объектов и мероприятий, реализуемых или предлагаемых к реализации на территории Ленинградской области в составе федеральных программ;

нормативно-правовое обеспечение (перечень нормативно-правовых актов, необходимых для решения поставленных задач)

Периодичность разработки программы социально-экономического развития Ленинградской области

Программа социально-экономического развития Ленинградской области разрабатывается Правительством и вносится Губернатором на рассмотрение Законодательного Собрания не позднее 3 месяцев со дня принятия им концепции социально-экономического развития Ленинградской области и утверждается в форме областного закона о программе социально-экономического развития Ленинградской области.

Программа социально-экономического развития Ленинградской области корректируется Правительством ежегодно, в срок до 1 мая вносится Губернатором в Законодательное собрание и утверждается в форме областного закона.

Контроль за реализацией программы социально-экономического развития Ленинградской области

Оперативный контроль за выполнением мероприятий программы социально-экономического развития Ленинградской области в процессе ее реализации осуществляет Губернатор и Правительство Ленинградской области.

По итогам выполнения мероприятий программы социально-экономического развития Ленинградской области Губернатор представляет промежуточный (одновременно с прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области) и окончательный (в составе программы на последующий период) отчет о результатах ее реализации в Законодательное Собрание Ленинградской области.

Региональные (областные ) целевые Программы Ленинградской области

Назначение, порядок разработки и реализации, структура и содержание региональных (областных) целевых программ Ленинградской области

Региональные (областные) целевые программы Ленинградской области обеспечивают межведомственную и межтерриториальную согласованность мероприятий, подчиненных общим целям программы социально-экономического развития Ленинградской области, оценку их социальной, экономической и бюджетной эффективности.

Региональные (областные) целевые программы Ленинградской области являются основой для формирования областного бюджета Ленинградской области.

Порядок разработки и реализации, структура и содержание региональных (областных) целевых программ Ленинградской области определяются областным законом “О региональных целевых программах Ленинградской области”.

Прогнозы, концепции и программы социально-экономического развития муниципальных образований

Назначение прогнозов, концепций (стратегических планов) и программ социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области

Прогнозы, концепции (стратегические планы) и программы социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области являются формой территориального стратегического планирования.

Прогнозы, концепции (стратегические планы) и программы социально-экономического развития муниципальных образований обеспечивают межведомственную согласованность мероприятий, проводимых и планируемых на территории муниципального образования.

Прогнозы, концепции (стратегические планы) и программы социально-экономического развития муниципальных образований выступают составной часть избирательной системы местного самоуправления и системы бюджетного планирования.

Прогнозы, концепции и программы социально-экономического развития муниципальных образований учитываются при разработке аналогичных документов областного уровня.

Наличие прогноза, концепции и программы социально-экономического развития являются условием финансовой поддержки муниципального образования из областного бюджета.

Порядок формирования прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области

Прогнозы, концепции и программы социально-экономического развития муниципальных образований разрабатываются административными органами местного самоуправления под руководством главы администрации муниципального образования и утверждаются органом представительной власти муниципального образования.

Прогнозы и концепции (стратегические планы) социально-экономического развития муниципальных образований разрабатываются на долгосрочную перспективу – на 10 лет и корректируются по мере необходимости.

Программа социально-экономического развития муниципального образования разрабатываются на срок исполнения полномочий избранного главы администрации.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается и представляется на утверждение за шесть месяцев до переизбрания действующего главы администрации муниципального образования.

Концепция (стратегический план) социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается после проведения выборов главы администрации муниципального образования и утверждается в срок не позднее 3 месяцев с момента его вступления в должность.

Программа социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается и утверждается в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Состав и структура прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований

Содержание и структура прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований должны ориентироваться на содержание и структуру аналогичных документов областного уровня в пределах компетенции органов местного самоуправления.

Финансирование разработки прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований

Финансирование разработки прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется за счет средств местных бюджетов. Для их разработки допускается привлечение средств других источников.

Заключительные положения

Порядок опубликования прогноза, концепции и программы социально-экономического развития Ленинградской области

Прогноз, концепция и программа социально-экономического развития, региональные (областные) целевые программы публикуются в печати не позднее 1 месяца со дня их утверждения Законодательным собранием Ленинградской области.

Прогнозы, концепции и программы социально-экономического развития муниципальных образований публикуются в печати не позднее 1 месяца со дня их утверждения представительными органами местного самоуправления.

Порядок вступления в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу с момента его опубликования.

 

Hosted by uCoz