Вернуться на главную

Проект

 

 

Региональная целевая программа

Ленинградской области

 

“Социальное развитие села до 2010 года”

 

 

Оглавление

 

Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации

1.2 Цели и задачи Программы

1.3 Связь с другими социально-экономическими мероприятиями Правительства Ленинградской области

Раздел 2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения

2.1. Информация о финансировании Программы

2.2. План реализации мероприятий Программы

2.3. Эффективность Программы

Раздел 3. Состав, функции и полномочия участников реализации Программы

3.1. Состав исполнителей Программы

3.2. Формы и методы управления Программой

3.3. Контроль за исполнением Программы

3.4. Определение прав собственности

Приложения:

Информация о динамике финансирования Программы и структуре программных расходов

План реализации мероприятий региональной целевой Программы

Заявка на включение поставки продукции (работ, услуг) в региональный заказ Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт

региональной целевой Программы “Социальное развитие села до 2010 года”

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-

-

 

Государственный заказчик - координатор Программы

Руководитель Программы

-

-

Комитет по агропромышленному комплексу Ленинградской области

Председатель комитета по агропромышленному комплексу Ленинградской области Сизых Н.М.

Основные разработчики Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комитет по агропромышленному комплексу;

Комитет по экономике и инвестициям;

Комитет по строительству;

Комитет общего и профессионального образования;

Комитет по здравоохранению;

Комитет по труду и социальной защите населения;

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму;

Комитет по культуре;

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка;

Комитет по информатизации и телекоммуникациям;

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству;

Дорожный комитет

Цели и задачи Программы,

важнейшие целевые показатели

-

Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

Создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований. Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления.

Диверсификация сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности.

Создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

Срок реализации Программы

-

2003 - 2010 г.г.

Основные программные мероприятия

-

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:

Жилищное строительство, Образование, Здравоохранение, Социальная защита населения, Физическая культура и спорт, Культура, Торгово-бытовое обслуживание, Информационно-телекоммуникационное обслуживание, Электрификация и Газификация, Водоснабжение, Дорожное строительство, прочие мероприятия.

Система программных мероприятий обеспечивает:

- расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом платежеспособного спроса сельского населения и установленных социальных стандартов;

- повышение образовательного уровня сельских учащихся, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;

- обеспечение социальных гарантий гражданам проживающим в сельской местности, повышение уровня и качества их жизни; обеспечение доступности социальной помощи жителям села;

- сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования на селе здорового образа жизни, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;

- активизация культурно-досуговой деятельности на селе, за счет укрепления материально-технической базы сельских учреждений культуры, расширения и совершенствования форм услуг;

- обеспечение сельского населения телефонной и телекоммуникационной связью;

- повышение уровня и качества электро-водо-газоснабжения сельских поселений;

- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.

Ответственные за исполнение основных программных мероприятий

 

Комитет по агропромышленному комплексу;

Комитет по экономике и инвестициям;

Комитет по строительству;

Комитет общего и профессионального образования;

Комитет по здравоохранению;

Комитет по труду и социальной защите населения;

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму;

Комитет по культуре;

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка;

Комитет по информатизации и телекоммуникациям;

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству;

Дорожный комитет.

Объемы и источники финансирования Программы

 

Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2003 - 2010 г.г. – 2334,7 млн. руб., в т. ч. средства:

федерального бюджета – 656,2 млн. руб.,

областного бюджета –847,8 млн. руб.,

муниципальных бюджетов –152,9 млн. руб.,

внебюджетных источников – 677,8 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

Реализация программы к 2010 г. позволит:

улучшить жилищные условия более 2300 сельских семей;

повысить качество коммунальных услуг;

увеличить выпуск рабочих кадров повышенной квалификации среди сельской молодежи для агропромышленного комплекса области на 12 процентов;

привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом до 35 процентов учащейся молодежи и 22 процентов работающих в сельской местности;

укрепить материально-техническую базу сельских учреждений культуры. Качественно улучшить работу учреждений культуры;

расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания;

улучшить качество питьевой воды до необходимых стандартов, обеспечить стабильное водоснабжение;

увеличить уровень телефонизации сельской местности с 11,9 процентов в 2002 г. до 19,2 процентов к концу 2010 г.

улучшить транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети автомобильных дорог и сооружений; принять бывшие внутрихозяйственные дороги в сеть дорог общего пользования.

Система организации контроля за исполнением Программы

 

Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет комитет по агропромышленному комплексу Ленинградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации

Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, ухудшении финансового положения отрасли, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий. Ярким показателем, наглядно демонстрирующим положение дел на селе, является демографическое состояние, сложившееся в Ленинградской области в 1990-2002 годах.

Определяющей характеристикой демографических процессов за последние 12 лет являлась естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся). В Ленинградской области численность наличного населения составляла на 1 января 2002 года 1657,1 тысячи человек, в том числе в городских поселениях - 1094,2 тысячи, в сельской местности - 562,9 тысячи человек. За 9 месяцев 2002 года численность населения области сократилась более чем на 5 тысяч. В тоже время, миграционный прирост в Ленинградской области (11,8 тысяч человек за год) значительно компенсирует естественную убыль (21,3 тысяч человек).

В начале 2002 года в 2929 сельских населенных пунктах (204 волости) - постоянно проживало - 557 тысяч человек (34 процента всего населения области), из них, от 0 до 15 лет - 84 тыс. чел., в трудоспособном возрасте 352 тыс. чел., старше трудоспособного возраста 121 тыс. чел.

Анализ динамики естественного движения в Ленинградской области позволяет сделать основной вывод, начиная с 1990 года, тенденция естественного прироста сменилась на тенденцию естественной убыли населения.

Однако, развитие населения - саморегулирующийся процесс, лишь отчасти подверженный влиянию внешних социально-экономических факторов. Всесторонне оценивая перспективы развития населения, можно сделать следующие выводы. Во-первых, за счет саморегуляции процесса воспроизводства населения будут сокращаться темпы роста смертности и падения рождаемости, и установится их динамическое равновесие на уровне нулевого прироста или очень слабой естественной убыли населения. Во-вторых, если в предстоящие годы произойдут благоприятные сдвиги в социально-экономической сфере (будет повышаться уровень жизни, стабилизируется общественно-политическая обстановка, улучшатся показатели состояния здоровья, образования населения и т.д.), то это значительно усилит положительные тенденции саморегуляции и придаст им устойчивый характер. В-третьих, выступающие в качестве проявлений демографического неблагополучия населения, резкие колебания показателей рождаемости и, особенно, смертности, в последующие годы будут постепенно ослабевать и сменятся на достаточно плавную динамику этих процессов. Таковы в общем виде наиболее вероятные перспективы демографического развития Ленинградской области на 2002 - 2016 годы.

Определенное влияние на преодоление демографического кризиса может быть оказано не только на федеральном, но и на региональном уровне. Только проведение научно обоснованной, тщательно выверенной социально-экономической политики может способствовать нормализации демографических процессов, улучшению трудового потенциала в Ленинградской области.

К началу 2003 года в социальной сфере села сложилась следующая ситуация.

Жилищное строительство в сельской местности

Объемы государственных капитальных вложений в социальную сферу и строительство жилья на селе в связи с переходом на рыночные отношения сведены до минимума, особенно в последние 10 лет. Строительство жилья в сложившихся условиях фактически прекратилось.

Особенно остро встает проблема с обеспечением жильем специалистов сельского хозяйства, окончивших высшие и средние учебные заведения, учреждения начального профессионального образования и направляемых для работы в сельхозпредприятия области.

Дефицит кадров в ближайшие 5 лет может достигнуть во многих сельскохозяйственных организациях - 50 процентов.

На начало 2002 года в Ленинградской области нуждаются в улучшении жилищных условий около 31 тысячи семей, в том числе в сельской местности – около 5 тысяч, очередниками являются 90 тысяч человек, в том числе в сельской местности – 16 тысяч человек.

. На балансе сельскохозяйственных организаций из 4,1 млн. кв. метров жилой площади осталось 0,3 млн. кв. метров, в основном, не благоустроенного и требующего капитального ремонта жилья.

Система образования

В системе образования Ленинградской области сельская школа – самая массовая её составляющая. В образовательном пространстве области она занимает 54 процента всех общеобразовательных школ (254 школы, в том числе: начальных – 53, основных – 64, средних (полных) 128, школы для детей с ограниченными возможностями здоровья – 9), в сельских школах занимается 49947 учащихся (27 процентов).

Кроме общеобразовательных школ в сельской местности Ленинградской области функционирует сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, среди них: 165 учреждений (42 процента от общего количества дошкольных учреждений области) дошкольные образовательные учреждения, 36 (17,9 процента) - общеобразовательные учреждения школа – детский сад, а также 13 учреждений начального профессионального образования, что составляет 25 процентов от числа учреждений системы начального профессионального образования Ленинградской области.

Возрастает роль сельской школы в подъёме экономики и социального развития села, в обеспечении психологической и социально-профессиональной готовности выпускников сельских школ к реформированию аграрно-сельского сектора Ленинградской области.

В связи с возрастающей ролью сельской школы становится очевидным, что сельская школа должна адекватно реагировать на изменения социальных и экономических основ общественной жизни, которые требуют кардинальных перемен в деятельности как самой сельской школы, так и учреждений образования всех типов и видов, расположенных в сельской местности.

Однако, с одной стороны, малочисленная школа, которых в сельской местности Ленинградской области 85 (33 процента всех сельских школ) , в т.ч. начальных (до 40 учащихся) – 52 , основных (до 100 учащихся) – 30, средних (полных) (до 100 учащихся) – 3), удаленная от районных центров, со слабо развитой материально-технической базой, кадровой необеспеченностью не в состоянии справиться с возложенными на неё обязанностями.

Здравоохранение

В настоящее время уровень медицинской помощи сельскому населению снизился. Ухудшилось состояние материально-технической базы на селе, медицинской техники, применяемой в учреждениях здравоохранения Ленинградской области для реализации медицинских методик профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации.

Социальная защита населения

На селе сохраняется высокая демографическая нагрузка. 62 процента сельского населения составляют лица трудоспособного возраста, 16 процентов - лица моложе трудоспособного возраста, 22 процента – старше трудоспособного возраста.

Сохраняется устойчивая тенденция старения населения. С 1996 по 2002 год в составе населения области доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 21,9 до 27,4 процентов. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском районах этот показатель значительно превысил среднеобластной.

На учете в органах социальной защиты населения состоит, в настоящее время, 450,0 тысяч граждан, нуждающихся в социальной поддержке, из них проживают в сельской местности 176,0 тысяч человек. В социальной помощи различных видов нуждаются 70 тысяч пожилых жителей села, 47,0 тысяч инвалидов, 3,0 тысячи многодетных семей, воспитывающих 9,5 тысяч детей, 2,4 тысяч семей с детьми-инвалидами, 17,4 тысяч неполных семей с несовершеннолетними детьми.

Остается актуальной проблема малообеспеченности жителей села. В январе-сентябре 2002 года заработная плата в сельском хозяйстве составила 3940,0 рублей, что ниже уровня заработной платы в целом по Ленинградской области на 14,5 процентов. В муниципальных образованиях с преимущественно сельским населением (Бокситогорский, Лодейнопольский, Лужский, Подпорожский, Тихвинский районы) средняя заработная плата в 2-2,5 раза ниже среднеобластного уровня.

Более 7,0 тысяч пенсионеров, проживающих в сельской местности и получающих пенсию ниже прожиточного минимума, испытывают материальные трудности.

Основными проблемами пожилых граждан, проживающих на селе, остаются существенная ограниченность доступа к услугам медицинских, социозащитных учреждений, предприятий бытового обслуживания, торговли, культуры, отсутствие коммунально-бытовых удобств, отсутствие транспортного сообщения.

В сельской местности, где пожилые люди составляют до 30 процентов от общей численности населения, потребность в социальном обслуживании выше, чем в городе. В ряде муниципальных образований (Всеволожский, Бокситогорский, Подпорожский районы) доля лиц пенсионного возраста составляет 40-50 процентов от общего числа сельских жителей, что резко увеличивает численность пожилых сельских жителей, нуждающихся постоянной посторонней помощи.

Физическая культура и спорт

В Ленинградской области физической культурой и спортом занимается около 150 тысяч человек, что составляет 9% от населения области.

В настоящее время в Ленинградской области функционирует 49 детско-юношеских спортивных школ в 24 муниципальных образованиях из них только 4 находятся в сельской местности.

Всего на территории области имеется 1792 спортивных объекта, из них 25 стадионов, 592 спортивных зала, 28 плавательных бассейнов, 652 спортивные площадки и поля, 31 лыжная база, 124 стрелковых тира, и 341 другое спортивное сооружение.

Несмотря на то, что спортивная материально-техническая база ежегодно пополняется новыми спортивными сооружениями, в целом она остается недостаточной и не соответствует современному уровню.

Культурно-досуговая деятельность

Уменьшается сеть сельских клубных учреждений в 2002 году – 263 объекта (в 1999 году - 380).

Слабое материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры; 60 процентов из них требуют текущего или капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии, нет необходимого светового и звукового оборудования, мебели, реквизита, инвентаря. Недостаточно функционирует система обслуживания жителей отдаленных сел из-за нехватки автоклубных машин.

За последние 10 лет произошло сокращение сети сельских библиотек на 28.

Развитие малого, среднего бизнеса и потребительского рынка

В Ленинградской области населением в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах ежегодно производится более 8 тыс. тонн мяса, 81 тыс. тонн молока, 300 тыс. тонн картофеля, 100 тыс. тонн овощей. Кроме того, собирается для реализации до 6 тыс. тонн клюквы, брусники, грибов, лекарственно-технического сырья. Большое количество сельскохозяйственной продукции выращивается в садоводческих хозяйствах, имеются ресурсы вторичного и животноводческого сырья.

Для освоения ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья до 1990 года в каждом районе области заготовки осуществляли заготовительные конторы районных потребительских обществ с развитой материально-технической базой , в том числе 25 складов животноводческого и вторичного сырья, 168 стационарных приемо-заготовительных пунктов, до 100 сезонных пунктов по приемке и переработке дикорастущих ягод и грибов в садоводствах и 8 скотоубойных пунктов.

В постперестроечный период заготовительная отрасль оказалась в особенно тяжелом положении. В настоящее время в системе работают всего 16 стационарных приемо-заготовительных пунктов и вся работа, в основном, проводится через магазины потребительских обществ и, в первую очередь, плодоовощной, дикорастущей продукции и грибами. В 2002 году из 720 магазинов к закупке привлекалось 115, в сезон закупок дикорастущих – 350. Отсутствие инфраструктуры по первичной обработке, переработке и хранению дикорастущих и грибов не позволяет наращивать объемы их заготовок и сокращает сырьевую базу для консервного производства. Учитывая современные требования к техническому оснащению торговых структур необходимо наличие модернизированных ККМ, функционального холодильного оборудования. Особенности торгового обслуживания удаленных территорий Ленинградской области требуют обновления автомобильного парка для наиболее полного охвата всех сельских населенных пунктов автолавками. За 9 месяцев 2002 года расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в отдаленных населенных пунктах составили 6 млн. рублей.

Телекоммуникационное обслуживание

Одной из острых проблем социального и технического характера, присущих как Ленинградской области, так и другим регионам России, является низкий уровень обеспеченности населения сельской местности услугами телефонной связи. Отсутствие в последнее время выделения средств из федерального бюджета, ослабление экономического потенциала сельских товаропроизводителей, коммерциализация традиционных операторов связи, отсутствие денег у населения привело к резкому снижению обеспеченности сельскохозяйственных предприятий и населения в сельской местности необходимыми средствами и услугами связи.

В настоящее время в Ленинградской области вовсе не обеспечены телефонной связью 801 малонаселенный пункт с общей численностью населения около 11,6 тысяч человек, 506 объектов социальной сферы (к ним исторически относятся социальные учреждения медицины, образования и культуры), категория населения, имеющая льготы на установку телефонов. Емкость сельской телефонной сети составляет 85988 номеров. В сельской местности установлено 360 телефонных станций, подавляющее большинство из них- аналоговые, практически исчерпана номерная емкость. Номерная емкость современных цифровых станций 13,7 процентов. Уровень телефонизации по районам неравномерный: наименьший Гатчинский район- 7,45 процента, наибольший в Тосненском районе- 18,86 процента. При этом средний уровень телефонизации в Ленинградской области - 11,94 процента.

Водоснабжение

Существующие водоочистные сооружения практически перегружены, работают в форсированном режиме, имеют большой процент износа и испытывают хроническую нехватку химических реагентов, более 30 процентов сетей водопровода области имеют 100 процентный износ, и еще 10 процентов аварийные.

Автодороги

Мероприятия по содержанию и ремонту внутрихозяйственных автодорог в последние 10 лет не производились, что привело к значительному износу покрытий дорог, искусственных сооружений, вплоть до закрытия проезда.

В настоящее время 805 населенных пунктов не обслуживаются дорогами общего пользования. Часть из этих населенных пунктов (512 нас. пункта) обслуживаются внутрихозяйственными и ведомственными дорогами и имеют достаточно устойчивую связь с дорогами общей сети, а 317 населенных пункта области с общей численностью проживающего в них населения 5216 человек не имеют круглогодичного проезда до дорог общего пользования.

Наибольшее количество населенных пунктов, не обеспеченных круглогодичным проездом и имеющих постоянное население, находится в Бокситогорском (76 н.п., 1485 чел.), Волховском (50 н.п., 806 чел.), Тихвинском (26 н.п., 304 чел.), Лужском (37 н.п., 282 чел.), Кировском (14 н.п., 408 чел.) и Ломоносовском (12 н.п., 575 чел.) районах. Из общего количества населенных пунктов, не обеспеченных круглогодичным проездом, 174 имеют численность постоянно проживающего населения, не превышающую 10 человек, 60 пунктов - с численностью населения 10-20 человек, 38 пункта – 21-50 человек, 16 пунктов – 51-100 человек и 5 населенных пунктов имеет численность населения от 101 до 290 человек.

Газоснабжение

В Ленинградской области газифицировано 76,7 процента сельских населенных пунктов, из них только сжиженным газом 72,8 процента. Природный газ имеют только 5 процентов газифицированных сельских населенных пунктов.

Из общего числа квартир на селе газифицировано - 82,3 процента, из них природный газ имеют - 30,4 процента. Для сравнения: уровень газификации квартир в городах и рабочих поселках составляет - 89,3 процента, а доля газификации природным газом составляет - 71,6 процента т.е. уровень газификации населения в сельской местности природным газом в 2,4 раза ниже, чем в городах и рабочих поселках области.

Протяженность разводящих газопроводов в расчете на 1000 газифицированных квартир в сельской местности в 2 раза ниже, чем в городах и рабочих поселках области – 2,1 км и 4,6 км на 1000 квартир соответственно.

По настоящее время муниципальные образования: Приозерский, Лужский, Подпорожский районы, п.Кузнечное, г.Новая Ладога на своих территориях не имеют сетевого природного газа. Сланцевский, Тихвинский, Киришский (за исключением д.Пчева) не имеют сетевого природного газа в сельской местности.

Электроснабжение

Территория Ленинградской области полностью охвачена централизованным электроснабжением.

Вместе с тем, электроснабжение, особенно населенных пунктов в сельской местности, осуществляется с недостаточной степенью надежности.

В сельской местности Ленинградской области находится около 5400 трансформаторных подстанций 6-10 кВ, из которых более половины однотрансформаторные, и около 90 процентов питающих их линий электропередачи не имеют резервирования.

Более 900 км линий электропередачи напряжением 0,4-10 кВ и трансформаторных подстанций напряжением 6-10 кВ суммарной мощностью около 90 МВА являются необслуживаемыми, в силу различных причин оказавщимися бесхозными, из которых около 50 процентов ВЛ и 65 процентов ПС в неудовлетворительном состоянии. Преимущественно эти электрические сети находятся в сельской местности.

1.2 Цели и задачи Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

создание правовых, организационных, институционных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления;

оказание содействия в строительстве жилых домов, включая приобретение жилья на вторичном рынке, закрепление профессиональных кадров на селе, создание трудового потенциала для сельского хозяйства;

проведение реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в целях создания оптимальных условий для решения сельской школой возлагаемых на неё задач;

улучшение качества медицинских услуг сельскому населению;

осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальных гарантий проживающим в сельской местности гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, другим социально незащищенным категориям населения; повышением уровня и качества их жизни; обеспечением их социальной защищенности, снижение социальной напряженности в регионе;

повышение роли физической культуры и спорта в жизни сельского населения Ленинградской области и пропаганда здорового образа жизни, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;

повышение материально-технического обеспечения сельских учреждений культуры;

расширение и улучшение сферы торговых услуг, модернизация промышленной базы по производству собственной продукции, укрепление экономической и социальной стабильности области;

комплексное решение обеспечения сельского населения услугами общедоступной электрической связи.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

Жилищное строительство

-формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы целевых займов на индивидуальное жилищное строительство с привлечением средств граждан;

-создание механизмов, способствующих привлечению дополнительных финансовых средств в жилищное строительство в сельской местности;

- формирование условий для расширения доступности улучшения жилищных условий сельских граждан с невысокими личными доходами;

-сокращение оттока трудоспособных сельских жителей;

-создание условий для закрепления сельской молодежи и специалистов сельского хозяйства в агропромышленных предприятиях области.

Образование

обеспечение максимальной выживаемости общеобразовательных учреждений за счёт повышения экономической эффективности их функционирования;

создание условий для устойчивого развития общего среднего образования на основе модернизации его содержания с учётом потребностей развивающегося общества и аграрно-сельского сектора области;

выравнивание условий для получения сельскими детьми полноценного образования путём создания наряду с традиционными гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в структуре общеобразовательной школы;

обеспечение доступа сельских школьников к качественным знаниям за счёт использования дистанционных методов обучения, транспортных схем доставки учащихся в базовые школы, интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного, дополнительного, начального, среднего, высшего профессионального образования;

создание условий для всесторонней подготовки учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, жизненному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей общеобразовательных учреждений и производственных структур конкретной территории, обеспечения предпрофессиональной специализации школ;

повышение престижа работы сельского учителя на основе стимулирования его деятельности, модернизации системы подготовки и переподготовки кадров для общеобразовательных учреждений села.

реконструкция отдельных, приспособленных под образовательный процесс, зданий и строительство новых образовательных учреждений.

Здравоохранение

планирование подготовки и усовершенствования кадров;

последовательное и поэтапное строительство объектов здравоохранения.

Социальная защита населения

повышение эффективности и качества социального обслуживания сельского населения;

обеспечение 2000 нуждающихся жителей села в различных видах социальных услуг путем расширения существующей сети муниципальных учреждений (открытие одного центра, семи филиалов центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, четырех специальных жилых домов для пенсионеров и инвалидов, одного реабилитационного центра для инвалидов, одного реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, четырех отделений социального обслуживания на дому, одного специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому, трех отделений социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, одного отделения социальной помощи семье и детям);

реализация мер по укреплению материально-технической базы пяти муниципальных учреждений социального обслуживания, улучшение бытовых условий содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в одном доме-интернате путем оснащения учреждений оборудованием и автотранспортом в целях расширения перечня социальных услуг, предоставляемых нуждающимся гражданам, проживающим в сельской местности.

Физкультура и спорт

увеличение количества детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом по месту жительства на 20-25 процентов. Оказание поддержки детско-юношеским спортивным школам, спортивным клубам и секциям по месту жительства в муниципальных образованиях.

улучшение качества и увеличение количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

увеличение количества реконструируемых и вводимых в строй спортивных объектов для создания условий занятий физической культурой и спортом по месту жительства всех категорий населения области.

Культурно-досуговая деятельность

проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры;

осуществление мониторинга деятельности культурно-досуговых учреждений села;

проведение исследований и разработка методических материалов по реструктуризации и деятельности сельских учреждений культуры;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры в сельской местности.

Развитие малого, среднего бизнеса и потребительского рынка

расширение и обновление рыночной инфраструктуры на селе, включающей модернизацию торгового и технологического оборудования, приобретение контрольно-кассовых машин, отвечающих современным требованиям, расширение автотранспортного парка. Создание условий для закупа у населения продукции, выращенной на собственном приусадебном участке, собранных дикорастущих, лечебных трав и ягод;

продвижение на товарные рынки продукции, произведенной в Ленинградской области на базе строительства новых, обновления ныне действующих промышленных предприятий и цехов по переработке сельхозпродукции, в частности грибоварочных пунктов, внедрения новых технологий, восстановление промышленных объемов потребительской кооперации до уровня 1990 года;

создание новых рабочих мест, повышение доходов сельского населения за счет предоставления сезонной или надомной работы, а также закупок сельскохозяйственной продукции, кожевенного и вторичного сырья, лекарственных трав. На основе расширения и модернизации торговой и производственной инфраструктуры на селе увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджета.

Телекоммуникационное обслуживание

разработка экономического обоснования, техническое проектирование и разработка рабочего проекта телефонизации с учетом привязки базовых и абонентских станций к конкретным населенным пунктам различных районов Ленинградской области;

разработка частотного плана в соответствии с условиями обеспечения электромагнитной совместимости и определение на основании этого конкретного перечня телефонизируемых населенных пунктов из общего перечня;

получение разрешения на использование радиочастот;

закупка и монтаж оборудования;

строительство фрагментов воздушных и кабельных линий связи;

получение и выполнение технических условий на подключение к сети общего пользования;

решение вопросов, связанных с эксплуатацией оборудования;

наладка оборудования и запуск в эксплуатацию;

сдача и прием в эксплуатацию;

обеспечение выбора оптимальных с экономической точки зрения, грамотных технических решений, разработка технологии развития сельской телефонной сети на перспективу;

организация тесного взаимодействия операторов связи с органами местного самоуправления, использование ресурсов и возможностей муниципальных образований, в частности привлечение заемных средств населения;

обеспечение последовательного роста доходности сельской телефонной сети за счет увеличения количества и видов услуг связи.

Водоснабжение

уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, повышение качества услуг водоснабжения и снижение потери воды;

обеспечение инфекционной безопасности воды. реконструкция сооружений и санация сетей.

Автодороги

обеспечение сельских населенных пунктов области надежными автодорожными связями.

Газоснабжение

обеспечение дальнейшего развития газификации жилищно-коммунального и социального сектора Ленинградской области;

обеспечение перевода муниципальных котельных на природный газ в целях снижения себестоимости вырабатываемой теплоэнергии, сокращения вредных выбросов;

обеспечение перевода на природный газ жилищного сектора в целях улучшения жилищных и социальных условий граждан;

совершенствование системы управления эксплуатацией и развитием газоснабжения Ленинградской области.

Электроснабжение

реконструкция и техническое перевооружение сельских электрических сетей.

1.3 Связь с другими социально-экономическими мероприятиями Правительства Ленинградской области

Разработка программы осуществлена в соответствии с “Концепцией социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года”, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 28.05.98 г. № 20. Каждый раздел программы является неотъемлемой составной частью отраслевых программ, но одновременно носит самостоятельный характер.

Жилищное строительство

В области разработана программа “Развитие агропромышленного комплекса Ленинградской области на 2001 - 2005 годы”, которая характеризует аграрную политику Ленинградской области и увязывает в единую совокупность региональные целевые программы: “Плодородие”, “Сохранение генофонда в растениеводстве” и такие направления как развитие животноводства, птицеводства, звероводства, рыболовства, овощеводства, внедрения новой техники и технологий, что потребует дополнительного привлечения рабочих и специалистов и улучшения условий жизни сельских тружеников, что и позволит ускорить рост продуктивности и эффективности сельского хозяйства.

Кроме того, раздел программы “Жилищное строительство в сельской местности до 2010 года” входит в состав региональной целевой программы “Жилище” которая объединяет следующие программы: “Жилье для молодежи”, “Расселение граждан из ветхого аварийного фонда”, “Приобретение (строительство) ведомственного жилья для специалистов учреждений социальной сферы Ленинградской области”, “Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования на 2003-2012 годы”.

Образование

Мероприятия Программы в сфере развития системы образования села разработаны на основе и во взаимосвязи с региональными целевыми программами:

“Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы”;

“Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы”;

“Сохранение и развитие материально-технической базы учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля Ленинградской области на 2002-2005 годы”;

“Совершенствование спортивной базы образовательных учреждений Ленинградской области на 2002-2006 годы”;

“Здоровье школьников Ленинградской области на 2002-2005 годы”;

“Ликвидация второй смены в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области на 1999-2006 годы”.

Социальная защита населения

В рамках региональных целевых программ “Старшее поколение”, “Семья”, “Дети-инвалиды Ленинградской области”.

Телекоммуникационное обслуживание

Региональные целевые программы “Обеспечение телефонной связью малонаселенных пунктов, объектов социальной сферы и инвалидов Великой Отечественной войны” в Ленинградской области, “Электронная Ленинградская область на период 2003- 2007 г.г.”, план мероприятий по развитию информационно- телекоммуникационной структуры Ленинградской области.

Водоснабжение

Регионально-целевая программа “Водохозяйственные и водоохранные работы в Ленинградской области на 2003 год”.

Газоснабжение

В соответствии с дополнительным Соглашением между Правительством Ленинградской области и ОАО “Газпром” от 22.09.01 г. реализуется (за счет средств ОАО “Газпром”) программа строительства газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к населенным пунктам области.

Разработана 2-х летняя программа газификации области на 2003-2004 годы, включая газификацию сельских и городских населенных пунктов, как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий.

Необходима разработка региональной целевой программы “Развитие газификации Ленинградской области на 2005-2015 годы”, обеспечивающей комплексность решения вопросов на территории области с учетом строительства Северо-Европейского газопровода, концепции развития использования местных видов топлива на основе корректируемой схемы газоснабжения области.

Электроснабжение

Энергоснабжающими организациями по согласованию с Правительством области разрабатываются схемы развития и реконструкции электрических сетей отдельных районов Ленинградской области, являющихся основой для формирования планов развития и реконструкции электрических сетей.

Программы развития и реконструкции электрических сетей в сельской местности являются составной частью инвестиционных программ ОАО “Ленэнерго” и муниципальных электросетевых предприятий, согласуемых Правительством Ленинградской области и Региональной энергетической комиссией.

Раздел 2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения

2.1. Информация о финансировании Программы

При разработке стратегии ресурсного обеспечения программы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровне. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного и местного бюджетов и внебюджетных источников, включая личные средства сельского населения.

Общий объем финансирования программы в 2003-2010 годах составляет -2334,7 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 656,2 млн. руб. (28 процентов), средств областного бюджета – 847,8 млн. руб., (36 процентов), местных бюджетов – 152,9 млн. руб. (7 процентов) и внебюджетных источников – 677,8 млн. руб. (29 процентов) (Приложение 3).

Объем финансирования программы по годам будет составлять:

2003 год всего –39,9 млн. руб.

в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 11,0 млн. руб. (28 процентов), средств областного бюджета – 14,4 млн. руб. (36 процентов), местных бюджетов – 1,4 млн. руб. (3 процента) и внебюджетных источников – 13,1 млн. руб. (33 процента).

2004 год всего –325,2 млн. руб.

в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 79,8 млн. руб. (25 процентов), средств областного бюджета – 133,0 млн. руб. (41 процент), местных бюджетов – 26,9 млн. руб. (8 процентов) и внебюджетных источников – 85.5 млн. руб. (26 процентов).

2005-2010 гг. всего – 1969,6 млн. руб.

в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 565,4 млн. руб. (29 процентов), средств областного бюджета – 700,4 млн. руб. (36 процентов), местных бюджетов – 124,6 млн. руб. (6 процента), внебюджетных источников – 579,2 млн. руб. (29 процентов).

Затраты на реализацию программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села.

Финансирование программ развития и реконструкции электрических сетей, восстановление “бесхозных” электрических сетей осуществляется за счет тарифной составляющей энергоснабжающих организаций.

По финансированию объектов газоснабжения ведется работа по привлечению средств ООО “Регионгазхолдинг”, надбавки ГРО за транспорт газа и иных источников.

По финансированию объектов телефонизации, начиная с 2004 года, запланировано привлечение денежных средств из внебюджетных источников, наряду со средствами ОАО “Ленсвязь”, средства предприятий агропромышленного комплекса, частных лиц, заинтересованных в услугах связи общего пользования. Эту работу предполагается проводить через местные администрации и узлы связи. Возможна также телефонизация жилых домов с использованием услуг банков по кредитованию населения по схеме “Народный телефон”.

2.2. План реализации мероприятий Программы

План реализации мероприятий программы приведен в Приложении 4 к Программе. Номенклатура и количество товаров, необходимых для реализации Программы представлены в Приложении 5 к Программе.

2.3. Эффективность Программы

Социальная эффективность

Реализация Программы позволит за счет государственной поддержки и привлеченных средств из других источников решить жилищную проблему более 2300 сельских семей (более 6900 человек), нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сформировать систему государственной поддержки граждан, работающих в агропромышленном комплексе, в улучшении их жилищных условий;

Привлечь сбережения населения и средств сельскохозяйственных организаций в объеме – более 560,0 млн. руб.;

Закрепить молодежь на селе, укрепить институт семьи, увеличить рождаемость;

Улучшить социально-бытовые и жилищные условия старшего поколения;

Улучшить социально-инфраструктурное обслуживание сельского населения;

Обеспечить сельскохозяйственные организации области кадрами специалистов сельскохозяйственного производства и работниками массовых профессий;

Увеличить выпуск рабочих кадров повышенной квалификации среди молодежи для агропромышленного комплекса области на 1,5 процента за каждый год реализации Программы;

Обеспечить качество, эффективность, безопасность оказания медицинских услуг сельскому населению Ленинградской области;

Содействовать более полному обеспечению конституционных гарантий проживающим в сельской местности гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, другим социально незащищенным категориям населения; повышению уровня и качества их жизни, осуществить комплексный подход к выполнению мероприятий по социальной поддержке граждан всех возрастных групп.

Остановить средствами физической культуры и спорта ухудшение состояния здоровья населения. Принять меры по формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включая неприятие вредных привычек;

Создать сельское сообщество в традиционных и новых социально-культурных формах, представляющих возможности для полноценной реализации личности;

Улучшить качество торгово-бытового обслуживания сельского населения области: приобретение новых автолавок позволит выйти на качественно новый уровень торгового обслуживания сельского населения в труднодоступных и отдаленных районах Ленинградской области.

Обеспечить занятость населения на действующих предприятиях, открыть новые производства и виды деятельности, привлечь население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня, возродить надомный труд и народные промыслы.

Обеспечить телефонной связью сельские поселения области, удаленные от крупных населенных пунктов. Предоставить для населения возможность оперативного вызова скорой медицинской помощи, милиции, пожарной и экологической служб.

Расширить сеть и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием. Улучшить доступность до мест приложения труда, селитебных территорий и зон удовлетворения социально-бытовых потребностей населения. Повысить безопасность дорожного движения.

Экономическая эффективность

Состоит в увеличении:

Производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе:

-улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;

-сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;

Объема закупок сельскохозяйственной продукции и сырья с открытием 15 приемо-заготовительных пунктов и 3-х грибоварочных пунктов.

Объемов заготовок сельхозпродукции на 100 млн. руб. ежегодно, начиная с 2004 года. Дополнительные 700 млн. руб., которые получит население за сданную продукцию, увеличат их доходы, платежеспособный спрос и в конечном итоге уровень жизни на селе. Рост заготовок расширит сырьевую базу для дальнейшей переработки на промышленных предприятиях потребительской кооперации. Производство продукции промышленной переработки, в частности консервированных грибов и ягод возрастет с учетом конечного выхода продукции по сравнению с ныне действующими объемами на 900 млн. руб. до 2010 года. Ремонт и реконструкция ранее закрытых или сданных в аренду магазинов (50 единиц с торговой площадью около 3000 кв.м.) и оснащение их современным кассовым и холодильным оборудованием позволит получать дополнительно около 6 млн. руб. во все уровни бюджета от единого налога на вмененный доход ежегодно. Увеличение розничного оборота, численности работающих, капитальных активов расширит налоговую базу на 10-15процентов к 2010 году

Сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке. Формирование новых и совершенствование существующих связей для обеспечения потребностей в автомобильных перевозках. Стимулирование развития хозяйственного комплекса региона. Содействие освоению и развитию новых территорий и ресурсов.

Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.

Раздел 3. Состав, функции и полномочия участников реализации Программы

3.1. Состав исполнителей Программы

Представителем государственного заказчика является комитет по агропромышленному комплексу Ленинградской области.

Основные исполнители Программы:

Комитет по строительству;

Комитет общего и профессионального образования;

Комитет по здравоохранению;

Комитет по труду и социальной защите населения;

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму;

Комитет по культуре;

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка;

Комитет по информатизации и телекоммуникациям;

Комитет по топливно-энергетическому комплексу;

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству;

Дорожный комитет

Соисполнители – органы местного самоуправления.

В качестве исполнителей раздела Программы “Развитие телекоммуникационных сетей сельской местности Ленинградской области” предполагаются предприятия связи, имеющие лицензии для работы на территории области (ОАО “Ленсвязь” - основной областной оператор связи, национальная Таксофонная Сеть, ЗАО “Телеком- ХХ1” и др.), имеющие соответствующие сертификаты на право строительно-монтажных работ и эксплуатацию. Как исполнители, так и соисполнители программы выбираются на конкурсной основе.

3.2. Формы и методы управления Программой

Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Областным законом "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19.02.1999 г. № 23-оз (с изменениями и дополнениями 2001 года) и постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года № 516-пг “О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области”.

Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе действующих и дополнительно разрабатываемых нормативно-правовых актов.

Организация работ, предусмотренных Программой, экспертиза предлагаемых решений и приемка выполненных работ осуществляются непосредственно структурными подразделениями Правительства Ленинградской области.

В организации работ участвуют администрации муниципальных образований.

 

 

3.3. Контроль за исполнением Программы

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Двас Г.В.

Контроль по социальным вопросам осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И.

Контроль по вопросам агропромышленного комплекса осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Голохвастов Ю.И.

Контроль по вопросам строительства объектов и инженерной инфраструктуры сельских территорий осуществляют вице-губернаторы Ленинградской области Брахно А.А., Григорьев Н.И.

Структурные подразделения Правительства Ленинградской области ежемесячно направляют информацию о ходе выполнения курируемых разделов Программы в комитет по экономике и инвестициям.

3.4. Определение прав собственности

В результате реализации программных мероприятий будут созданы федеральная, областная, муниципальная и частная собственности.

По разделу программы “Развитие телекоммуникационных сетей сельской местности” виды собственности будут созданы в количестве и стоимости, определяющихся соответствующими объемами финансирования. Каждый объект представляет собой типовой перечень оборудования, предназначенный, с одной стороны, для модернизации или замены станционного оборудования (АТС, интерфейсы, кроссы, блоки питания и пр.), с другой- для обеспечения телефонной связи на “последней мили” (базовые и абонентские станции, антенно-мачтовое хозяйство). Каждый объект в целом создается за счет совместных денежных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных средств ОАО “Ленсвязь”. Основной принцип финансирования заключается в том, что участвующие стороны финансируют функционально законченную часть объекта в виде вышеперечисленного оборудования, которая и переходит в соответствующую собственность.

Поскольку непосредственным получателем денежных средств из федерального бюджета является ОАО “Ленсвязь”, урегулирование отношений по вопросам собственности, создаваемой за счет средств федерального бюджета и ОАО “Ленсвязь” будет производиться на соответствующем уровне. Перечень и стоимость объектов, создаваемых за счет средств областного, местного бюджетов и ОАО “Ленсвязь”, определены таким образом, что в соответствующие собственности попадают законченные узлы объектов, фрагменты коммуникаций, абонентские и базовые станции, антенно-мачтовое хозяйство и пр. В некоторых случаях возможен эквивалентный обмен узлами разных объектов с целью формирования объекта, собственником которого является один владелец.

 Вернуться на главную

Hosted by uCoz